Шедевры мировой культуры в эвакуации
Среди множества задач, вставших перед советским государством с начала войны, была и задача сохранения культурных ценностей. Сберечь от разграбления бесценные коллекции было решено в Сибири.
За годы войны в Новосибирск были эвакуированы экспонаты из 20 государственных музеев. На сохранение были привезены основные фонды Третьяковской галереи, художественные ценности из музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного музея восточных культур, коллекция редких музыкальных инструментов из Музея музыкальной культуры, экспонаты ленинградских Военно-артиллерийского и Этнографического музеев, а также экспонаты из дворцов-музеев городов Пушкина и Павловска, Эрмитажа, музеев Новгорода, Калинина, Севастополя и многих других.
С первых недель Великой Отечественной войны в главных музеях страны была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиций. В Третьяковской галерее впервые за всю историю в кратчайший срок все картины были сняты со стен, вынуты из рам и освобождены от подрамников. Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.
В середине лета с Казанского вокзала Москвы в Новосибирск отправился первый эшелон с особо ценными экспонатами. Сопровождали груз сотрудники музеев. В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра. Ящики с наиболее ценными картинами (Рембрандт, Боттичелли, Рубенс, Суриков, Репин, Айвазовский, Тропинин, Шишкин, Левитан) и предметами из янтарной комнаты были обиты цинком. Чтобы проверить сохранность делали контрольные вскрытия ящиков, обследования произведений. За время хранение бесценных сокровищ в театре не произошло ни одного ЧП, и была случайно повреждена одна скульптура (ныне восстановленная). В помещении оперного театра также хранились бесценные инструменты Страдивари, Гварнери, Амати из коллекции музыкальных инструментов Московской консерватории, ящики с архивом рукописей Пушкина, Тургенева, с личными вещами Толстого.
31 декабря 1941 года Новосибирск принял на хранение и консервацию 17 вагонов художественных ценностей из коллекций ленинградских музеев. В конце 1941 года в город перемещены фонды Смоленского и Сумского художественных музеев.
К началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей. Прибыли экспонаты из Горьковского художественного музея, Смоленского и других городов; переправлены эвакуированные в начале в Абакан, произведения из музеев Украины. Туда же поступила и страшно изуродованная, обгоревшая, с отвалившейся краской, вывезенная в последнюю минуту из Севастополя, знаменитая панорама Ф.А. Рубо, посвященная героической защите города от англо-французской интервенции во время Крымской войны (1853–1856). В тылу, в сложнейших условиях, работа по восстановлению панорамы продолжилась. Реставраторам, использовавшим осетровый клей и мед, удалось панораму сохранить. Не прекращалась и научно-исследовательская деятельность. Многие сотрудники защитили кандидатские диссертации, хотя ежедневная работа требовала огромного напряжения.
После эвакуации художественных ценностей работа сотрудников музея не прекратилась. В мае 1942 года в зале заседаний Новосибирского горсовета открылась наиболее значительная выставка Государственной Третьяковской галереи «Лучшие произведения советского изобразительного искусства». Осенью 1942 года открыли выставку «Русское реалистическое искусство ХVIII–ХХ веков»; впервые на сибирской земле были показаны художественные произведения из основного собрания Третьяковской галереи. В общей сложности с конца 1941 года по осень 1944 одним только филиалом Третьяковской галереи было организовано около 20 выставок, которые посетили более 500 тысяч человек. Было прочитано около 1500 лекций о русском искусстве, на которых присутствовало свыше 80 тысяч слушателей.
В течение всех военных лет сотрудники галерей и музеев читали лекции в агитпунктах, на вокзалах, в воинских частях, госпиталях, школах.
В военные годы Новосибирск также стал центром музыкальной культуры Сибири. 4 сентября 1941 года в город прибыла Ленинградская филармония с симфоническим оркестром и квартетом имени А.К. Глазунова. Вместе с музыкантами в город были эвакуированы композиторы М.И. Блантер, Г.В. Свиридов, О.Б. Фельцман, дирижеры Е.А. Мравинский, З.И. Зандерлинг, музыковеды И.И. Соллертинский, Ю.Я. Вайнкоп, М.С. Друскин и другие. Творческая интеллигенция, доказывая несгибаемость духа, доступным ей способом отвечала на вызовы военного времени, и в январе 1942 года было создано Сибирское отделение Союза композиторов.
9 июля 1942 года в Новосибирске впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Ее исполнил симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. На концерте присутствовал автор.
Музыканты Ленинградской филармонии за время пребывания в Новосибирске дали 5 220 концертов. Эвакуированные художественные коллективы выступали перед горожанами, отправляли концертные бригады на фронт.
Новосибирск в годы войны стал вторым домом и для множества театральных коллективов. В Сибирь был эвакуирован Ленинградский академический театр драмы имени А.С. Пушкина. В сентябре 1941 года театр начинает свой 109 сезон в эвакуации, представив пьесу «Полководец Суворов». За время пребывания театра в эвакуации на сибирской сцене было поставлено десять премьерных спектаклей. Всего 1 200 спектаклей и полтора миллиона зрителей – таков итог работы театра в Новосибирске.
Также в Новосибирск перевезли творческие коллективы Ленинградского ТЮЗа, Еврейского театра Белоруссии, Белорусского драматического театра имени А.В. Луначарского, Украинского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко.
Все спектакли Ленинградского театра им. А.С. Пушкина, Московского Камерного театра, театра им. Е.Б. Вахтангова и других пользовались большой популярностью и вызывали бурные овации зрителей в переполненных залах. Режиссер театра В. Гайдаров и актриса О. Гзовская возглавили в Новосибирске молодежную театральную студию, преобразованную в 1944 г. в городской молодежный драматический театр.
Тот высочайший уровень культуры, который задали эвакуированные деятели искусств, сильно сказался на местной публике. Жителям молодого сибирского города был привит высокий художественный вкус. Сформированная под воздействием сотрудников музеев, творческих коллективов, искусствоведов, реставраторов, историков и актеров культурная атмосфера способствовала открытию в Новосибирске театра оперы и балета, созданию консерватории, театра кукол и собственного симфонического оркестра. Основу для последних заложили и оставшиеся в городе эвакуированные музыканты и сотрудники театра С.В. Образцова.
По окончанию войны исторические ценности полностью были возвращены музеям. Но за то время, пока Новосибирск хранил эвакуированные из центра страны сокровища, давал приют творцам культуры и искусства, город получил существенный импульс для развития культурной жизни и в последствии по праву стал носить имя центра культуры Сибири.