Обзор 58 сессии 7 созыва
5 июня 2025 года состоялась пятьдесят восьмая сессия Законодательного Собрания Новосибирской области, на которой было принято 15 законов Новосибирской области, 12 проектов законов Новосибирской области, а также ряд постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области.
1. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 12.13 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» устанавливается административная ответственность за неисполнение или нарушение решения антитеррористической комиссии в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе Новосибирской области.
2. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об установлении случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих Новосибирской области» устанавливается, что право на получение выплат по обязательному государственному страхованию в случае наступления страхового случая не будет ограничиваться одним годом после увольнения государственного служащего с государственной службы. Кроме того, закон закрепляет положение о непрерывности действия договора страхования в отношении государственных служащих, а также предельный размер страховой премии (не более 20% от месячного оклада) за каждое застрахованное лицо.
3. Законом Новосибирской области «Об упразднении поселка Капралово, поселка 3144 км города Каргата Каргатского района Новосибирской области и о внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» упраздняются поселок Капралово, поселок 3144 км муниципального образования города Каргата Каргатского района Новосибирской области.
4. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления» законодательство Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством. Федеральным законом от 08.08.2024 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации отнесены полномочия по установлению порядка разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по утверждению методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В связи с этим из полномочий областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды, исключаются аналогичные полномочия.
5. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области» уточняются полномочия исполнительных органов Новосибирской области в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Кроме того, законодательство Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством в части используемой терминологии.
6. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере трудовых отношений» полномочия Правительства Новосибирской области в сфере трудовых отношений дополнены полномочием по установлению размеров и условий осуществления выплат за наставничество работникам государственных учреждений Новосибирской области.
7. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, связанных с предоставлением мер социальной поддержки» уточняются категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для многодетных семей, и меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на осуществление мероприятий по газификации, – это граждане, принимающие участие в боевых действиях на территориях субъектов Российской Федерации, на которых Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756» введен средний уровень реагирования. Кроме того, законом уточняется условие предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в случае если трудоспособный родитель, его (ее) трудоспособная (трудоспособный) супруга (супруг) состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
8. Законом Новосибирской области «Об экологическом просвещении в Новосибирской области» устанавливаются правовые и организационные основы осуществления экологического просвещения в Новосибирской области, а также разграничиваются полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере экологического просвещения.
9. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с животными» управление ветеринарии Новосибирской области наделяется полномочием по установлению порядка проведения оценки наличия или отсутствия немотивированной агрессивности у животных без владельцев в отношении других животных или человека.
10. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области» законодательство Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством. Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации отнесено утверждение Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере туристской индустрии осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. В связи с этим из Закона Новосибирской области от 05.07.2017 № 187-ОЗ «Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области» исключаются нормы, устанавливающие аналогичные полномочия Правительства Новосибирской области и министерства экономического развития Новосибирской области.
11. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 22.1 Закона Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области» категории граждан, имеющих право на льготы при посещении платных мероприятий, проводимых организациями культуры, находящимися в ведении Новосибирской области, дополняются участниками специальной военной операции и членами их семей.
12. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 19 Закона Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» устанавливается, что в период проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей путевки в организации отдыха детей и их оздоровления за счет средств бюджета Новосибирской области в первоочередном порядке будут предоставляться находящимся в трудной жизненной ситуации детям граждан, принимающих участие в боевых действиях на территориях субъектов Российской Федерации, на которых введен средний уровень реагирования, граждан, ставших инвалидами вследствие увечий, полученных при выполнении задач в период проведения специальной военной операции, а также погибших (умерших, признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими) при выполнении задач в период проведения специальной военной операции.
13. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по сбору информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» вносятся изменения в областной закон в связи с объединением муниципальных образований, входящих в состав Чановского, Венгеровского, Северного, Убинского, Доволенского, Сузунского муниципальных районов, и образованием в их границах муниципальных округов, в части исключения соответствующих муниципальных районов из перечня муниципальных районов Новосибирской области, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями Новосибирской области. Кроме того, в Методике расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, числовой показатель количества муниципальных районов Новосибирской области в абсолютном выражении изменяется на отсылочный.
14. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области гражданской обороны» за Правительством Новосибирской области закрепляется полномочие по определению состава учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения территориальной подсети Новосибирской области и осуществлению непосредственного руководства деятельностью такой подсети. Областные исполнительные органы Новосибирской области наделяются полномочиями по планированию финансового обеспечения расходов, связанных с функционированием территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля, а также заключению при необходимости соответствующих соглашений об информационном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в целях наблюдения и лабораторного контроля за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки. За областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в области гражданской обороны, закрепляется полномочие по координации деятельности и методическому руководству территориальной подсетью наблюдения и лабораторного контроля.
15. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области» повышается до 25 куб. м предельный норматив заготовки гражданами древесины для собственных нужд для отопления жилого помещения в домах, не имеющих центрального отопления, не подключенных к сетям газораспределения,
на один год для граждан, проживающих в Кыштовском и Северном районах Новосибирской области.
на один год для граждан, проживающих в Кыштовском и Северном районах Новосибирской области.
*****
1. Разработка проекта закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» обусловлена принятием Закона Новосибирской области от 03.04.2025 № 577-ОЗ «Об объединении муниципальных образований, входящих в состав Сузунского муниципального района Новосибирской области, и о внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области».
2. Проектом закона Новосибирской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере рекламы» предлагается разграничить полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере рекламы, а также установить на территории Новосибирской области форму проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (аукцион).
3. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается установить налоговые льготы по транспортному налогу и налогу на прибыль организаций для резидентов особой экономической зоны на территории Новосибирской области. Предусматривается освобождение резидентов особой экономической зоны от уплаты транспортного налога в отношении отдельных видов транспортных средств сроком на 10 лет с даты признания налогоплательщика резидентом особой экономической зоны. Кроме того, законопроектом для организаций – резидентов особой экономической зоны предлагается установить пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций в размере от 0 до 5% на срок до 14-ти лет, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
4. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Новосибирской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» предлагается изменить критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты, не связанные со строительством жилья, и увеличить минимальный необходимый общий объем инвестиций, документально подтвержденных инвестором, в целях реализации масштабного инвестиционного проекта на территории: города Новосибирска и Новосибирского района Новосибирской области – до 1,5 млрд рублей; городского округа Новосибирской области (за исключением города Новосибирска) – до 500 млн рублей.
5. Разработка проекта закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 5 Закона Новосибирской области «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области» обусловлена необходимостью исключения из Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 252-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области» дублирования норм Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также внесения уточняющего изменения. Предлагается установить, что право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют категории граждан, определенные частью 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ.
6. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области» законодательство Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством. Законопроектом уточняются полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области и Правительства Новосибирской области в части рассмотрения докладов Совета муниципальных образований о состоянии и развитии местного самоуправления в Новосибирской области, формы взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области и Совета муниципальных образований.
7. Разработка проекта закона Новосибирской области «О роспуске Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» обусловлена необходимостью реализации предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по внесению в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования в связи с непроведением избранным в правомочном составе Советом депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в течение трех месяцев подряд правомочного заседания, установленным решением Новосибирского районного суда от 23.10.2024 по делу № 2а-6106/2024, вступившим в законную силу 04.03.2025.
8. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 5.2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в сфере охраны общественного порядка на территории Новосибирской области» предлагается распространить меры поддержки граждан, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Новосибирской области, на сотрудников среднего и старшего начальствующего состава вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области.
9. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» и статью 8 Закона Новосибирской области «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» предлагается в Законе Новосибирской области от 29.12.2004 № 253-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» уточнить положения о целях предоставления земельных участков в качестве меры социальной поддержки, установленной для отдельных категорий граждан. В Законе Новосибирской области от 6 октября 2010 года № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» уточняется правовая норма, регулирующая предоставление единовременной денежной выплаты взамен земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, исключается условие о нуждаемости граждан в жилых помещениях.
10. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Закона Новосибирской области «О предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с осуществлением мероприятий по газификации» предлагается распространить срок действия Закона Новосибирской области от 01.06.2022 № 214-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки в виде компенсации расходов, связанных с осуществлением мероприятий по газификации» на период действия региональной программы Новосибирской области в сфере газификации. Законопроектом также уточняется перечень расходов, связанных с осуществлением мероприятий по газификации жилого дома. Кроме того, предлагается установить, что если граждане воспользовались правом на предоставление субсидий льготным категориям граждан на покупку и установку газоиспользующего оборудования, проведение работ внутри границ их земельных участков в рамках реализации мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к газораспределительным сетям при догазификации в рамках федерального проекта «Развитие рынка природного газа как моторного топлива», осуществляемых в Новосибирской области, им предоставляется компенсация фактически понесенных ими расходов, связанных с осуществлением мероприятий по газификации жилого дома, за вычетом расходов, оплаченных за счет средств субсидии.
11. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области «О социальной поддержке граждан, имеющих детей» и статью 2 Закона Новосибирской области «О ежемесячной денежной выплате, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» законодательство Новосибирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством в части требований к получателям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также к получателям ежемесячного пособия на ребенка.
12. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Закона Новосибирской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» предлагается закрепить за областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, полномочие по проведению проверки знаний, входящих в охотничий минимум, и определению результатов такой проверки, а также уточняется переданное Российской Федерацией полномочие в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов – выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также ведение реестра таких разрешений.