Обзор 50 сессии 7 созыва
21 ноября 2024 года состоялась пятидесятая сессия Законодательного Собрания Новосибирской области, на которой было принято 17 законов Новосибирской области, 9 проектов законов Новосибирской области, а также ряд постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области.
1. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности» и Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению бюджетам поселений Новосибирской области субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету органами местного самоуправления поселений» обусловлено необходимостью приведения отдельных законов Новосибирской области в соответствие с действующим законодательством Новосибирской области. Из указанных законов исключаются наименования муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделены отдельными государственными полномочиями. Также уточняются наименования областных исполнительных органов Новосибирской области.
2. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, установить ставку по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения: 1) в размере 1 процента, если объектом налогообложения выбраны доходы; 2) в размере 5 процентов, если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, приводятся к единообразию наименования исполнительных органов Новосибирской области. Также законом предлагается ввести на территории Новосибирской области специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
3. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области в сфере налогообложения» предлагается продлить действие налоговой ставки в размере 0% для впервые арегистрированных налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную или упрощенную системы налогообложения на территории Новосибирской области, с 31 декабря 2024 года до 31 декабря 2026 года.
4. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в приложения 2 и 14 к Закону Новосибирской области «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» изменяются границы следующих муниципальных образований Новосибирской области: Барабинского района Новосибирской области, Щербаковского сельсовета Барабинского района Новосибирской области, Куйбышевского района Новосибирской области, Октябрьского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области.
5. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» государственное казенное учреждение Новосибирской области «Организатор перевозок» наделяется отдельными полномочиями, возложенными на министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области в области организации перевозок пассажиров и багажа легкового такси. Также министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области наделяется полномочием по установлению порядка предоставления дубликата свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и дубликата карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
6. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством и Уставом Новосибирской области в части уточнения наименований областных исполнительных органов Новосибирской области.
7. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Правительство Новосибирской области наделяется полномочием по установлению требований к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, и порядка выдачи документа, подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей указанным требованиям, а министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области – по выдаче документа, подтверждающего соответствие сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей.
8. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области» уточняются полномочия Правительства Новосибирской области и уполномоченного исполнительного органа в сфере туризма в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
9. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 19 Закона Новосибирской области «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» предлагается изменить механизм финансовой поддержки инновационных бизнес-инкубаторов в виде предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с предоставлением услуг субъектами инновационной деятельности, а также снизить требования к условиям предоставления финансовой поддержки управляющим компаниям в части снижения минимально необходимой доли площади зданий, составляющих полезную площадь технопарка, предоставляемую субъектами малого и среднего предпринимательства.
10. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях» предлагается установить бесплатное питание детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных организациях, а также наделить органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием по обеспечению питанием на льготных условиях детей военнослужащих, обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования в образовательных организациях.
11. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О дополнительных ограничениях розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях на территории Новосибирской области» и статью 3 Закона Новосибирской области «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливается ограничение розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, в объектах общественного питания (за исключением ресторанов, кафе), расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, с 22 часов до 9 часов по местному времени. Также устанавливается требование по осуществлению розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуарэ и медовухи на территории Новосибирской области при оказании услуг общественного питания, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, только в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты, в том числе расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях.
12. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2.4 и 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается освободить от налогообложения общественные организации инвалидов в отношении отдельных категорий транспортных средств, используемых ими для осуществления уставной деятельности. Также предлагается признать утратившими силу положения, в которых закреплено, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления своей уставной деятельности, за исключением имущества, сдаваемого в аренду.
13. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 5 Закона Новосибирской области «О дополнительных мерах социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, участников специальной военной операции и членов семей погибших участников боевых действий» к категории участников специальной военной операции предлагается отнести военнослужащих, лиц, пребывающих в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, заключивших контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, принимавших участие в боевых действиях на территориях субъектов Российской Федерации, на которых Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» введен средний уровень реагирования.
14. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «О социальной поддержке граждан, имеющих детей» и статью 3 Закона Новосибирской области «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» уточняется условие предоставления ежемесячного пособия на ребенка в Новосибирской области, в том числе в случае если трудоспособный родитель (иной законный представитель), его (ее) трудоспособная супруга (супруг) состоит на учете в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход, а также расширяются категории многодетных семей, в составе которых учитываются дети, достигшие 18 лет, призванные на военную службу по мобилизации или заключившие контракт о прохождении военной службы и принимающие участие в специальной военной операции, но не более чем до достижения ими 23 лет. Кроме того, предлагается сохранить за многодетной семьей право на меры социальной поддержки в случае гибели (пропажи без вести) таких детей в результате участия в специальной военной операции до достижения старшего из двух младших детей возраста 18 лет или 23 лет при условии его обучения по очной форме в образовательной организации.
15. Законом Новосибирской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2025 год» устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2025 год в размере 2,5399 для расчета налога на доходы в виде финансового авансового платежа физических лиц – иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента на работу.
16. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области» уточняются перечень избирательных комиссий (комиссий референдума), осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, выборов главы муниципального образования, местного референдума, а также полномочия территориальных избирательных комиссий на указанных выборах и референдуме. Законом устанавливается, что: членами избирательной комиссий Новосибирской области с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, включенные в реестр иностранных агентов, и лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации; при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, областной список кандидатов, назначает не более пяти представителей, уполномоченных представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в указанных выборах. Также уточняются последствия отказа от получения депутатского мандата зарегистрированным кандидатом, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в областном списке кандидатов (при определении результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области в едином областном избирательном округе), – он исключается из областного списка кандидатов, а депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов.
17. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, должность Губернатора Новосибирской области» и Закон Новосибирской области «О Законодательном Собрании Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части используемой терминологии. Также законом устанавливается возможность учреждения отдельных государственных должностей Новосибирской области с двойным наименованием и избрания председателем комитета Законодательного Собрания Новосибирской области заместителя Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области, являющегося членом этого комитета.
*****
1. Проектом Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» предлагается утвердить основные характеристики областного бюджета Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.
2. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Новосибирской области «О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, и о внесении изменения в статью 1 Закона Новосибирской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» устанавливается, что рассмотрение уведомлений о проведении публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется местной администрацией муниципального округа, на территории которого планируется его проведение.
3. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 5.2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в сфере охраны общественного порядка на территории Новосибирской области» предусматривается возможность распространения мер поддержки граждан, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Новосибирской области, на сотрудников подведомственных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области и сотрудников отдела полиции на метрополитене Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску.
4. Проектом Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан» предлагается передать органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия по предоставлению единовременной денежной выплаты взамен земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
5. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации дорожного движения на территории Новосибирской области» и статью 5 Закона Новосибирской области «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» полномочия Правительства Новосибирской области дополняются полномочиями по установлению порядка разработки, согласования с органами и организациями, определенными федеральным законодательством, и утверждения комплексных схем организации дорожного движения, изменений в утвержденные комплексные схемы организации дорожного движения, проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог регионального, межмуниципального, местного значения, для частных автомобильных дорог, изменений в указанные проекты организации дорожного движения, а также определению методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками, расположенными на автомобильных дорогах местного значения. Уточняются полномочия министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, а также дополняются полномочием по согласованию проектов организации дорожного движения для частных автомобильных дорог либо их участков в случае, если частные автомобильные дороги либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения или пересекают их, изменений в указанные проекты организации дорожного движения.
6. Проектом закона Новосибирской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» предлагается утвердить бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, его основные характеристики: прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов в 2025 году и плановом периоде.
7. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 1.1 Закона Новосибирской области «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов» дополняется перечень объектов социально-культурного назначения приютами для животных, а также устанавливаются критерии, которым указанные объекты должны соответствовать для их размещения при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
8. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области» предлагается расширить перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческие организации к категории социально ориентированных некоммерческих организаций.
9. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2.4 и 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается продлить срок действия налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество организаций для организаций почтовой связи общего пользования до 31 декабря 2025 года.