Обзор 47 сессии 7 созыва
11 июля 2024 года состоялась сорок седьмая сессия Законодательного Собрания Новосибирской области, на которой было принято 17 законов Новосибирской области, 14 проектов законов Новосибирской области, а также ряд постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области.
1. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 4.5 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, дополняется следующими видами имущества: многоквартирные дома, садовые дома, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Законом Новосибирской области «Об утверждении заключения Соглашения о межрегиональном сотрудничестве и совместной деятельности Правительства Новосибирской области, Правительства Кемеровской области – Кузбасса и Правительства Алтайского края по созданию и функционированию научно-исследовательского проекта Сибирского климатического хаба» утверждается заключение Соглашения между Правительством Новосибирской области, Правительством Кемеровской области – Кузбассом и Правительством Алтайского края по созданию и функционированию научно-исследовательского проекта Сибирского климатического хаба.
3. Законом Новосибирской области «Об утверждении Методики распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» утверждается Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
4. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения полномочий Правительства Новосибирской области и министерства культуры Новосибирской области.
5. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 22 Закона Новосибирской области «О защите прав детей в Новосибирской области» устанавливается ограничение пребывания детей в возрасте до 14 лет на водных объектах без присмотра совершеннолетних лиц.
6. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения полномочий Правительства Новосибирской области.
7. Принятие Закона Новосибирской области «О поправках к Уставу Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения Устава Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством. Кроме того, законом исключается полномочие Правительства Новосибирской области по установлению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области, а также приводятся к единообразию наименования исполнительных органов Новосибирской области.
8. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области» расширяется перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в части включения в него инвалидов III группы и ветеранов труда Новосибирской области.
9. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения полномочий Правительства Новосибирской области, министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и департамента по тарифам Новосибирской области.
10. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах формирования и реализации промышленной политики в Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения полномочий Правительства Новосибирской области и министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
11. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» снижаются доходы областного бюджета Новосибирской области на 2024 год за счет снижения по налоговым и неналоговым доходам и увеличения безвозмездных поступлений, уменьшить расходную часть областного бюджета на 2024 год за счет собственных средств областного бюджета, целевых средств из федерального бюджета и иных безвозмездных поступлений. Также законом структурно изменяются источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета Новосибирской области.
12. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» освобождаются организации, которые имеют объекты судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в строительство, реконструкцию и модернизацию которых были осуществлены капитальные вложения после 1 января 2010 года, от уплаты налога на имущество организаций.
13. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» на территории Новосибирской области устанавливается льгота по налогу на имущество организаций в отношении воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, принадлежащих организациям на праве собственности, а также имущества, учтенного на балансе организаций в качестве основных средств и представляющего собой неотделимые улучшения воздушных судов.
14. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством. В частности, за Правительством Новосибирской области закрепляются полномочия по установлению порядка организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядка учета результатов обследования технического состояния таких многоквартирных домов; по установлению срока, по истечении которого у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
15. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 8.3 Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» и в приложение к Закону Новосибирской области «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Новосибирской области» уточняются категории граждан, имеющих право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с органом местного самоуправления.
16. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие вопросы правового статуса лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области и муниципальные должности» устанавливаются дополнительное основание для досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Новосибирской области – приобретение им статуса иностранного агента. Также законом внесено дополнительное условие, препятствующее предоставлению лицам, на профессиональной основе замещавших государственные должности Новосибирской области или муниципальные должности, дополнительной гарантии в форме ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством, – приобретение указанными лицами статуса иностранного агента. Кроме того, законом уточняется наименование квалификационной комиссии адвокатской палаты Новосибирской области.
17. Принятие Закона Новосибирской области «О признании утратившей силу статьи 1.2 Закона Новосибирской области «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством. Признается утратившей силу статья, определявшая места, в которых запрещалось проведение публичных мероприятий.
*****
1. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается расширение видов расходов для применения инвестиционного налогового вычета. Кроме того, проектом закона предлагается установить налогоплательщикам налога на прибыль организаций право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки и в отношении расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию. Также проектом закона предлагается установить пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области, в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от деятельности налогоплательщика по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности.
2. Проектом Закона Новосибирской области «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2023 год» утверждаются основные показатели исполнения областного бюджета Новосибирской области за 2023 год.
3. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» предлагается закрепить за Колыванским и Сузунским районами Новосибирской области полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, входящих в их состав сельских поселений.
4. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» устанавливается налоговая льгота в отношении объектов спорта, находящихся на территории Новосибирской области, а именно: льготный режим налогообложения по налогу на имущество организаций, основным видом экономической деятельности которых является деятельность, относящаяся к видам экономической деятельности «деятельность спортивных объектов» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в отношении объектов спорта, являющихся объектами концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, масштабных инвестиционных проектов, проектов по размещению объектов социально-культурного назначения, при условии осуществления развития и оснащения объектов спорта.
5. Разработка проекта Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по сбору информации, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Новосибирской области» обусловлена необходимостью исключения Карасукского, Маслянинского и Татарского муниципальных районов Новосибирской области из перечня муниципальных районов Новосибирской области, органы местного самоуправления которых наделяются отдельным государственными полномочиями, в связи с их преобразованием в муниципальные округа.
6. Проектом закона Новосибирской области «Об упразднении деревни Кругленькая Сибирцевского 1-го сельсовета Венгеровского района Новосибирской области и о внесении изменения в статью 4 Закона Новосибирской области «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» упраздняется деревня Кругленькая Сибирцевского 1-го сельсовета Венгеровского района Новосибирской области.
7. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О государственной аграрной политике в Новосибирской области» приводится в соответствие возраст молодых специалистов – до 35 лет включительно, а также уточняются условия предоставления единовременной выплаты: при условии принятия их на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности Новосибирской области, в течение года со дня окончания обучения, не учитывая период прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы, период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, период прохождения военной службы по контракту, период действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
8. Проект Закона Новосибирской области «О порядке использования собственного имущества Новосибирской области для осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений» устанавливает порядок использования собственных финансовых средств Новосибирской области для осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений.
9. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере охраны окружающей среды» Губернатор Новосибирской области наделяется полномочием по установлению перечня проектов документов в области охраны окружающей среды и природопользования, являющихся объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня, а также уточняется полномочие министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области – участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории Новосибирской области, в том числе организация и проведение общественных обсуждений совместно с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, и органами местного самоуправления в случае если осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности планируется на территориях двух и более муниципальных районов, муниципальных городских округов.
10. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений» министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области наделяется полномочием по выдаче разрешений на осуществление изыскательской деятельности на землях лесного фонда.
11. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» ДИЗО наделяется полномочием по согласованию организации по развитию туризма перечней земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и планов мероприятий по реализации предложений по использованию таких земельных участков в целях создания на них объектов туристской инфраструктуры.
12. Проектом Закона Новосибирской области «О дополнительной мере социальной поддержки в виде единовременной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения» устанавливается право на однократное получение за счет средств областного бюджета Новосибирской области единовременной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения для граждан, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
13. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Новосибирской области «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области» предлагается дополнить перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, при осуществлении которых может быть оказана государственная поддержка.
14. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере добровольчества (волонтерства)» устанавливаются полномочия областного исполнительного органа в сфере добровольчества (волонтерства), закрепляются положения о порядке взаимодействия между органами исполнительной власти Новосибирской области, подведомственных ему государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, а также общие требования к такому взаимодействию. Устанавливаются полномочия областных исполнительных органов Новосибирской области о предоставлении сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства). Определяется областной исполнительный орган Новосибирской области в сфере добровольчества, в функции которого входит: определение некоммерческой организации, осуществляющей на территории Новосибирской области функции ресурсного центра добровольчества (волонтерства), в порядке, установленном федеральным законодательством; оказание поддержки ресурсному центру добровольчества (волонтерства) в целях обеспечения устойчивого функционирования, создания инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая финансовое, материальное и кадровое обеспечение, а также в других формах, предусмотренных федеральным законодательством.