Обзор 3 сессии 8 созыва

20 ноября 2025 года состоялась третья сессия Законодательного Собрания Новосибирской области восьмого созыва, на которой было принято 14 законов Новосибирской области, 7 проектов законов Новосибирской области, а также ряд постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области.
 
1. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.5 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» устанавливается более высокая налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость: 2,5% с 1 января 2026 года в отношении объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций предусматривается снижение ограничения по площади объектов торгово-офисного назначения с 3000 м2 до 1500 м2 с 1 января 2027 года.
 
2. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Закону Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» и Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» актуализирован размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода  при применении патентной системы налогообложения. Кроме того, внесены изменения уточняющего характера в норму, устанавливающую ограничения для применения патентной системы налогообложения по количеству объектов.
 
3. Законом Новосибирской области  «Об увеличении на территории Новосибирской области понижающего коэффициента, применяемого в целях налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества» на территории Новосибирской области увеличен до 1 понижающий коэффициент, применяемый в целях налогообложения доходов физических лиц, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации в размере 0,7.
 
4. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области, международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области» уточняются полномочия Правительства Новосибирской области  по определению порядка формирования муниципальными образованиями Новосибирской области перечней соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления данных муниципальных образований Новосибирской области.
 
5. Законом Новосибирской области  «О внесении изменения в статью 1 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по решению вопросов в сфере административных правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделяются полномочием по определению должностных лиц, которые могут составлять протоколы об административных правонарушениях за неисполнение или нарушение решения антитеррористической комиссии в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе Новосибирской области, принятого в пределах ее компетенции.
 
6. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» для временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, назначаемого Губернатором Новосибирской области, предусмотрены обязанности, ограничения и запреты, установленные законодательством для главы муниципального образования в целях противодействия коррупции.
 
7. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в статьи 2.2 и 2.4 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» актуализированы налоговые ставки по транспортному налогу в отношении отдельных категорий транспортных средств, расширен перечень налоговых льгот по транспортному налогу, в том числе категории получателей налоговых льгот дополнены категорией «участник специальной военной операции». Кроме того, для отдельных категорий граждан установлен дополнительный вид налоговой льготы – сумма транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. будет рассчитываться за вычетом суммы налога, исчисленной за легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с.
 
8. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в статью 10 Закона Новосибирской области «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» внесены изменения, которыми требования к прокладке, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос автомобильных дорог распространяются на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт инженерных коммуникаций, а также внесены изменения, распространяющие эти требования на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, в том числе прокладку, перенос, переустройство и эксплуатацию, линий связи и сооружений связи в границах полос.
 
9. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в статью 2.4 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» установлена налоговая льгота по транспортному налогу в виде освобождения одного из родителей в многодетной семье, имеющей семь и более детей, от налогообложения в отношении объектов налогообложения – автобусов мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВТ) включительно.
 
10. Законом Новосибирской области  «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2026 год» установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2026 год в размере 3,3103 для расчета налога на доходы в виде фиксированного авансового платежа физических лиц – иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента на работу.
 
11. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления» региональному оператору предоставляются меры государственной поддержки в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области по экономически обоснованным расходам регионального оператора, не учтенным областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, при установлении (корректировке) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в форме субсидии за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
 
12. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» федеральные целевые средства приведены в соответствие с решениями Правительства Российской Федерации, а также включены дополнительные решения Правительства Новосибирской области, в том числе по предложениям главных распорядителей бюджетных средств Новосибирской области.
 
13. Законом Новосибирской области  «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» изменен общий объем доходов и расходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2025 год, утвержден дефицит бюджета, установлены источники финансирования дефицита бюджета, изменен размер нормированного страхового запаса.
 
14. Законом Новосибирской области  «О внесении изменения в статью 5.2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в сфере охраны общественного порядка на территории Новосибирской области» меры поддержки граждан, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Новосибирской области, распространяются на сотрудников подведомственных учреждений Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний на территории Новосибирской области, проходящих службу в следственных изоляторах Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области, замещающих должности младшего начальствующего состава.
 
*****
1. Проектом Закона Новосибирской области  «Об областном бюджете Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов» предлагается утвердить основные характеристики областного бюджета Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов.
 
2. Разработка проекта Закона Новосибирской области  «О внесении изменения в статью 21 Закона Новосибирской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части используемой терминологии при регулировании вопросов ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
 
3. Проектом Закона Новосибирской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов» предлагается утвердить бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов, его основные характеристики: прогнозируемый общий объем доходов, общий объем расходов в 2026 году и плановом периоде.
 
4. Проектом Закона Новосибирской области  «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» предлагается установить возможность направления средств областного семейного капитала на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на территории Новосибирской области, осуществляемое гражданами с привлечением организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющей строительство объектов индивидуального жилищного строительства по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу, путем безналичного перечисления указанных средств кредитным организациям, предоставившим гражданам по кредитным договорам (договорам займа) денежные средства на эти цели. Также устанавливается возможность направления средств областного семейного капитала на получение единовременной денежной выплаты на ВИЧ-инфицированного ребенка.
 
5. Разработка проекта закона Новосибирской области  «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие вопросы организации местного самоуправления» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения отсылочных норм.
 
6. Разработка проекта закона Новосибирской области  «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части используемой терминологии при регулировании вопросов ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
 
7. Проектом Закона Новосибирской области  «О внесении изменений в статью 5 Закона Новосибирской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Новосибирской области» предлагается дополнить полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия полномочиями по:
1) принятию решения об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии;
2) установлению срока и порядка принятия решения о разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия;
3) осуществлению учета и хранения документов, связанных с установлением зон охраны объекта культурного наследия.