Обзор 2 сессии 8 созыва
30 октября 2025 года состоялась вторая сессия Законодательного Собрания Новосибирской области восьмого созыва, на которой было принято 9 законов Новосибирской области, 22 проекта закона Новосибирской области, а также ряд постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области.
1. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области» обусловлено необходимостью приведения отдельных законодательных актов Новосибирской области, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Новосибирской области, депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области, депутатов представительных органов муниципальных образований Новосибирской области, глав муниципальных образований Новосибирской области, областного и местных референдумов, статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области, в соответствие с федеральным законодательством.
2. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» уточняются полномочия Правительства Новосибирской области по определению областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного на проведение аудита закупок (торгов) региональным оператором в целях заключения договора строительного подряда. Кроме того, вносятся изменения, которые разработаны в соответствии с нормами ЖК РФ, предусматривающими право субъекта вносить такие изменения, а не обязанность, например, дифференцировать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
3. Законом Новосибирской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области за 2024 год» утверждаются основные показатели исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области за 2024 год.
4. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Закона Новосибирской области «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» за областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, закрепляется полномочие по проведению проверки знаний, входящих в охотничий минимум, и определению результатов такой проверки, а также уточняется переданное Российской Федерацией полномочие в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов – выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также ведение реестра таких разрешений.
5. Принятие Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» обусловлено объединением муниципальных образований, входящих в состав Чановского, Венгеровского, Северного, Убинского, Доволенского, Сузунского муниципальных районов Новосибирской области, и образованием в их границах соответствующих муниципальных округов.
6. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере лесных отношений» полномочия областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного в сфере лесных отношений, дополняются полномочием по формированию, использованию и хранению страхового фонда семян лесных растений Новосибирской области, переданным Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Законом Новосибирской области «О внесении изменения в статью 4 Закона Новосибирской области «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области» изменяется механизм определения количества специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территориях соответствующих муниципальных образований Новосибирской области. Уточняется, что количество специалистов будет определяться из расчета: ответственный секретарь (1 шт. ед.) и один специалист комиссии (1 шт. ед.) при численности несовершеннолетнего населения в соответствующем муниципальном образовании до 10 тысяч человек.
8. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 11 и 12 Закона Новосибирской области «О Законодательном Собрании Новосибирской области», статью 26 Закона Новосибирской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Новосибирской области» предлагается наделить Председателя Законодательного Собрания Новосибирской области правом делегировать заместителю (заместителям) Председателя Законодательного Собрания полномочие по изданию распоряжений по определенным вопросам деятельности Законодательного Собрания, а также отдельные полномочия представителя нанимателя (в отношении государственных гражданских служащих) и отдельные функции работодателя (в трудовых отношениях с работниками, не являющимися государственными гражданскими служащими, включая помощников депутатов Законодательного Собрания). Также проектом закона предлагается уточнить порядок выдачи удостоверений помощникам депутатов Законодательного Собрания, работающим по трудовому договору.
9. Законом Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие вопросы опеки и попечительства, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предлагается установить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся инвалидами, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, по достижении возраста 18 лет обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. Кроме того, перечень отдельных государственных полномочий, передаваемых для осуществления органам местного самоуправления, предлагается дополнить полномочием по выдаче письменного согласия на привлечение ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, получивших общее образование и достигших возраста 14 лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемой в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
*****
1. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 26 Закона Новосибирской области «О регулировании градостроительной деятельности в Новосибирской области» предлагается уточнить порядок подготовки региональных нормативов градостроительного проектирования – подготовка проекта региональных нормативов принимается уполномоченным областным исполнительным органом по собственной инициативе, по предложениям органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, проект региональных нормативов может быть доработан с учетом поступивших предложений.
2. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О разграничении полномочий органов государственной власти Новосибирской области в области обращения с отходами производства и потребления» предлагается предоставить региональному оператору меры государственной поддержки в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области по экономически обоснованным расходам регионального оператора, не учтенным областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, при установлении (корректировке) предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в форме субсидии за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
3. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 5 Закона Новосибирской области «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области» предлагается дополнить перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, включив в него категорию «родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав», если они обращаются за юридической помощью по вопросам, связанным с отменой ограничения родительских прав или восстановлением в родительских правах.
4. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по решению вопросов в сфере административных правонарушений» предлагается наделить органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области полномочием по определению должностных лиц, которые могут составлять протоколы об административных правонарушениях за неисполнение или нарушение решения антитеррористической комиссии в муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе Новосибирской области, принятого в пределах ее компетенции.
5. Разработка проекта закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мировых судьях Новосибирской области» и Закон Новосибирской области «Об удостоверении и знаке мирового судьи Новосибирской области» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством. Предлагается уточнить порядок отбора и назначения кандидатов на должность мирового судьи, уточнить порядок изготовления, оформления, вручения (выдачи), учета, хранения, замены и возврата удостоверений мировых судей Новосибирской области, а также описание и изображение, порядок изготовления, учета, вручения (выдачи), хранения, замены и возврата знака мирового судьи Новосибирской области.
6. Проектом закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах, связанных с соблюдением законодательства о противодействии коррупции гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, а также лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, и о внесении изменений в Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» предлагается распространить на временно исполняющего полномочия главы муниципального образования, назначаемого Губернатором Новосибирской области, обязанности, ограничения и запреты, установленные законодательством для главы муниципального образования в целях противодействия коррупции.
7. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.5 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается установить более высокую налоговую ставку по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость: 2,5% с 1 января 2026 года в отношении объектов недвижимого имущества, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей. При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций предусматривается снижение ограничения по площади объектов торгово-офисного назначения с 3000 м2 до 1500 м2 с 1 января 2027 года.
8. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Закону Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» и Закон Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается актуализировать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода при применении патентной системы налогообложения. Также предлагается внести изменения уточняющего характера в норму, устанавливающую ограничения для применения патентной системы налогообложения по количеству объектов.
9. Проектом Закона Новосибирской области «Об увеличении на территории Новосибирской области понижающего коэффициента, применяемого в целях налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества» предлагается увеличить на территории Новосибирской области до 1 понижающий коэффициент, применяемый в целях налогообложения доходов физических лиц, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации в размере 0,7.
10. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 2.2 и 2.4 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается актуализировать налоговые ставки по транспортному налогу в отношении отдельных категорий транспортных средств, расширить перечень налоговых льгот по транспортному налогу, в том числе дополнить категории получателей налоговых льгот категорией «участник специальной военной операции». Кроме того, отдельным категориям граждан предлагается установить дополнительный вид налоговой льготы – сумма транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. будет рассчитываться за вычетом суммы налога, исчисленной за легковой автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с.
11. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в главу 6 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается освободить инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, от уплаты налога на прибыль организаций в части, подлежащей уплате в областной бюджет Новосибирской области, установить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций: 1) в размере 80% – для налогоплательщиков, осуществивших расходы на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, создание которых является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном развитии территории, предусматривающего строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, либо договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья; 2) в размере 100% – в отношении расходов в виде денежных средств, внесенных в качестве вклада в инвестиционное товарищество, деятельность в рамках которого направлена на осуществление венчурных и (или) прямых инвестиций в организации, имеющие статус малой технологической компании.
12. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Новосибирской области «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области, международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области» предлагается уточнить полномочия Правительства Новосибирской области по определению порядка формирования муниципальными образованиями Новосибирской области перечней соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления данных муниципальных образований Новосибирской области.
13. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Новосибирской области «О приватизации государственного имущества Новосибирской области» предлагается закрепить за областным исполнительным органом Новосибирской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования, полномочия по контролю за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, открытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем и обращению в суд с иском об изъятии посредством выкупа указанных объектов в случае существенного нарушения инвестиционного обязательства областному исполнительному органу Новосибирской области.
14. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» предлагается дополнить полномочия Правительства Новосибирской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области полномочием по определению порядка распоряжения имуществом, обращаемым
в государственную собственность Новосибирской области. Органы и организации, в отношении которых принимается решение о даче согласия на списание областного имущества, дополняются органами государственной власти Новосибирской области и государственными органами, у которых областное имущество находится на праве оперативного управления. Законопроектом предусмотрено, что отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, принадлежащих государственным предприятиям Новосибирской области на праве хозяйственного ведения и казенным предприятиям Новосибирской области на праве оперативного управления, осуществляется ими по результатам проведения конкурсов. Проектом закона предусматривается возможность заочного голосования при осуществлении Новосибирской областью прав акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в государственной собственности Новосибирской области.
в государственную собственность Новосибирской области. Органы и организации, в отношении которых принимается решение о даче согласия на списание областного имущества, дополняются органами государственной власти Новосибирской области и государственными органами, у которых областное имущество находится на праве оперативного управления. Законопроектом предусмотрено, что отчуждение источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, принадлежащих государственным предприятиям Новосибирской области на праве хозяйственного ведения и казенным предприятиям Новосибирской области на праве оперативного управления, осуществляется ими по результатам проведения конкурсов. Проектом закона предусматривается возможность заочного голосования при осуществлении Новосибирской областью прав акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в государственной собственности Новосибирской области.
15. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 11 Закона Новосибирской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» предлагается законодательство Новосибирской области привести в соответствие с федеральным законодательством в части используемой терминологии.
16. Проектом Закона Новосибирской области «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с животными на территории Новосибирской области» предлагается урегулировать отдельные отношения в области обращения с животными на территории Новосибирской области, в том числе отношения, возникающие в связи с организацией мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и разграничить полномочия органов государственной власти Новосибирской области в указанной сфере.
17. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных организациях» предлагается привести переданные органам местного самоуправления полномочия по обеспечению питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в общеобразовательных организациях, в соответствие с Законом Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования», заменив формулировку «питанием на льготных условиях» на формулировку «бесплатным питанием». Кроме того, законопроектом предлагается установить только вид муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки отдельных категорий обучающихся муниципальных дошкольных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций.
18. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменения в статью 10 Закона Новосибирской области «О культуре в Новосибирской области» предлагается дополнить полномочия областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного в сфере культуры, полномочием по информированию органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений в целях реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий, относящихся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, о тематике зрелищных мероприятий, месте, дате и времени их проведения, планируемом количестве их посетителей, планируемых мерах по организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в случаях и порядке, определенных федеральным законодательством, в срок не позднее чем за десять дней до дня их проведения либо незамедлительно в случае получения в более короткий срок информации о проведении зрелищного мероприятия, или об изменении его тематики, места, даты и времени его проведения, или о его отмене.
19. Разработка проекта Закона Новосибирской области «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие вопросы предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством в части уточнения основания для присвоения звания «Ветеран труда» при наличии ведомственного знака отличия, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации. Кроме того, для граждан, получающих компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и дополнительно получающих компенсацию по иным основаниям в соответствии с другими нормативными правовыми актами в размере меньшем 100%, предусматривается беззаявительный порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при возникновении у них права на компенсацию по достижении 80 лет.
20. Проектом Закона Новосибирской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2026 год» предлагается установить коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2026 год в размере 3,3103 для расчета налога на доходы в виде фиксированного авансового платежа физических лиц – иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента на работу.
21. Проектом Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 2.4 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагается установить налоговые льготы по транспортному налогу в виде освобождения одного из родителей в многодетной семье, имеющей семь и более детей, от налогообложения в отношении объектов налогообложения – автобусов мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВТ) включительно.
22. Разработка проекта Закона Новосибирской области «О внесении изменений в статью 10 Закона Новосибирской области «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения» обусловлена необходимостью приведения законодательства Новосибирской области в соответствие с федеральным законодательством. Проектом закона вносятся изменения, которыми требования к прокладке, переносу, переустройству инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос автомобильных дорог распространяются на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт инженерных коммуникаций, а также вносятся изменения, распространяющие эти требования на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, в том числе прокладку, перенос, переустройство и эксплуатацию линий связи и сооружений связи в границах полос.