24.11.16, 05:00

Бюджет-2017: компромисс между возможным и желаемым

Сегодня, 24 ноября, сессия Законодательного собрания приняла в первом чтении законопроект «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Как заметил заместитель председателя правительства - министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, главными задачами законопроекта являются обеспечение сбалансированности бюджета и ограничение роста внутреннего долга. Бюджет на 2017 год и плановый период формировался с учетом необходимости соответствия условиям соглашения по предоставлению бюджетного кредита и плана оздоровления финансов области, выполнения «майских указов» президента России и программы реализации наказов избирателей. При формировании проекта бюджета области приходилось ориентироваться только на данные проекта федерального бюджета, в соответствии с которым межбюджетные трансферты региону определены в размере 10,084 млрд рублей, что значительно меньше уровня 2016 года. Об уточненных цифрах трансфертов наверняка можно будет говорить по прошествии первого квартала 2017 года, считает глава минфина.
Что касается собственных доходов, то, по словам Виталия Голубенко, «наш прогноз социально-экономического развития, который положен в основу формирования доходной части бюджета, оптимистичнее, чем среднероссийский».
Таким образом, на 2017 год налоговые и неналоговые доходы планируются в размере 113 млрд 477 млн рублей, на 2018 год – 118,3 млрд рублей, на 2019 год – 124,8 млрд рублей.
Расходы областного бюджета на 2017 год планируются в сумме 113 777 млн рублей, на 2018 год – в сумме 118 309 млн рублей, на 2019 год – в сумме 124 821 млн рублей. Говоря об особенностях бюджета 2017 года, Виталий Голубенко отметил решение о замене муниципальными районами и городскими округами области 30% субсидий дополнительным нормативом НДФЛ, что должно «повысить их самостоятельность с точки зрения наполнения бюджета». Кроме того, сделаны «весьма осторожные расчеты» акцизов на алкоголь, учтено изменение межбюджетного распределения акцизов на нефтепродукты.
В числе приоритетных расходов областного бюджета глава минфина назвал обеспечение деятельности государственных и муниципальных учреждений, социальные обязательства перед гражданами, страховой взнос за неработающее население в ФОМС, расходы дорожного фонда и транспортное обслуживание населения, выполнение указов президента, ассигнования областного резервного фонда, обеспечение условий софинансирования с федеральным бюджетом и обслуживание госдолга. «В целом приоритетные расходы оцениваются в 100,6 млрд рублей – 94% от планируемого объема собственных расходов», - отметил Виталий Голубенко. Наибольший вес в расходах областного бюджета составляют расходы на социальную сферу (образование, социальная политика, здравоохранение), доля которой в расходах 2017 года составляет 63,1%.
Виталий Голубенко обратил внимание депутатов, что дефицит бюджета 2017 года составляет порядка 300 млн рублей и может считаться условным: по соглашению с федеральным центром, получая субсидии на строительство школ, правительство области обязано выделить по данной статье такую же сумму, а именно 300 млн рублей.
В ходе обсуждения бюджета главное внимание парламентариев привлекла программа «Чистая вода», которая, по мнению заместителя председателя комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Александра Козлова, должна стать приоритетной. Депутат напомнил ситуацию с насосно-фильтровальной станцией в городе Куйбышеве, на которую уже истрачены сотни миллионов рублей, а жители так и не имеют качественной питьевой воды. Свою позицию заявил депутат Алексей Александров, считающий, что программа нуждается в переделке. Компромиссное решение предложил заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарев, напомнивший предложение комитета о создании так называемого «листа ожиданий», в который планируется заносить задачи, требующие первоочередного решения. В случае, если в областном бюджете появятся дополнительные доходы, «лист ожидания» будет готовым документом для распределения сверхплановых средств.
Подводя итог обсуждению, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов охарактеризовал бюджет 2017 года как «компромисс между возможным и желаемым». Говоря о «незначительном», на 5 млрд рублей, увеличении доходной и расходной части, Александр Морозов отметил увеличение бюджетных назначений муниципальным образованиям, что должно укрепить межбюджетные отношения. «Соответствующим образом сохранены поддержка АПК , вернулись социальные программы, касающиеся школьных проектов – «Школьное окно» и «Школьная кровля». Возобновлена программа «Чистая вода», что также чрезвычайно важно для сельских территорий области. Ситуацию можно обозначить как в целом умеренно-оптимистическую, и если в этих назначениях нам удастся принять бюджет и продвигать его исполнение, то мы будем обеспечивать постепенное стабильное развитие нашей области», -- убежден Александр Морозов.
Сессия Законодательного собрания приняла законопроект «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в первом чтении.
«Бюджет отработан очень профессионально, - подчеркнул председатель Заксобрания Андрей Шимкив, отвечая на вопросы журналистов. - Было очень много встреч с правительством, обсуждений, круглых столов, проводились общественные слушания. Много вопросов на сессии было связано с программой «Чистая вода», и это правильно. Поэтому, думаю, между первым и вторым чтением документа, корректировки будут», - заключил спикер.

 

 

Теги:  Сессия