Не хлебом единым
О перспективах и проблемах экспорта продукции регионального АПК рассуждает заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин.
За первую зимнюю неделю 2020 года новосибирские организации экспортировали 157 тонн животноводческой продукции, а за ноябрь 2020 года – 443 тонны. Наибольшим спросом у зарубежных покупателей пользовались мороженая рыба и рыбопродукция, мясо птицы и свиней, пухо-перовое сырье и корма для животных. Всего с начала 2020 года объем животноводческой продукции, составил 5 190 тонн.
Несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию, регион в 2020 году удержал тенденцию значительного роста объемов поставок и сохранил в структуре экспорта все основные традиционные для нас товарные позиции, дополнив их рядом новых. Число стран-импортеров уже перешагнуло за полсотни, в том числе более 20 стран покупают животноводческую продукцию новосибирского производства. Впервые с 2017 года возобновлено «азиатское» направление для новосибирских птицефабрик и мясоперерабатывающих предприятий, сообщил министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко.
«157 тонн, чтобы вы понимали, это три железнодорожных вагона, - говорит зампред комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин. - Много это или мало? Давайте вспомним – ещё три года назад мы об экспорте больше говорили, нежели делали. Сейчас прошли первые шаги, прошли прямые контракты экспортные на зерно, на масличные. Животноводство - это всегда намного сложнее. В любом случае, как первый шаг – это очень важно. Продукция животноводства – это второй передел, как минимум, а вообще-то, это речь идёт о кондитерских изделиях, о шоколаде, обо всех продуктах питания. Именно это, должно быть нашим экспортом, продукция с серьёзной добавленной стоимостью, – уверен законодатель. – Конечно, у Новосибирской области серьёзный вывозной потенциал, мы производим мяса птицы свинины больше, чем потребляем. С другой стороны, вокруг нас такие-же сельхозрегионы, Омск, Алтай – мы с ними должны конкурировать внутри страны, или искать новые рынки. То, что новый рынок появляется, это важно, а вот можем мы его завоевать, на нём утвердиться, удержаться – не знаю пока. Будем надеяться, что сможем!»
По мнению Дениса Субботина, вывоз продукции животноводства имеет сегодня особое значение, поскольку традиционный для региона экспорт масличных культур сегодня под вопросом. «Очевидный рост цен на продукты питания болезненно воспринимает большая часть россиян. Президент обращает внимание Правительства на эту ситуацию, на что Правительство реагирует буквально в течении дня! И как - приято решение о введении запрете с 1 января 2021 года, тридцатипроцентной пошлины на семена рапса и подсолнечника. Хочу напомнить ситуацию 2010 года – на круглом столе в Новосибирске заместитель министра сельского хозяйства РФ заявляет официально «Вывоз пшеницы на экспорт никто ограничивать не будет». Вечером того-же дня приходит официальная информация – введён запрет на экспорт пшеницы. Что мы получили в итоге? Сорваны уже заключённые договоры на экспортные поставки. Мы своим базовым партнёрам Египту, Турции показали, что нам доверять нельзя. Количество зерна на экспорт мы восстановили быстро, но доверие с традиционными покупателями восстанавливалось несколько лет».
Денис Субботин скептически оценил повышение пошлин на вывоз масличных. «Проведём анализ. Начнём с того, что рапсовое масло мы не едим. Ну, нет это в нашей кулинарной культуре! В технических процессах рапсовое масло применять можно, но бессмысленно, поскольку пальмовое – значительно дешевле. Вот, чего мы хотим добиться, ограничивая экспорт рапса? – недоумевает депутат. – Теперь по «семечке». Поверьте, в стоимости продуктов питания доля стоимости растительного масла – минимальна. Самого растительного масла средняя российская семья потребляет литра три в месяц. Посчитаем по безумной цене – 150 рублей за литр, получаем 450 рублей в месяц. Получается, что в семье из трёх человек в день на одного члена семьи на масло расходуется пять рублей».
По мнению депутата, озабоченность ростом цен на продукты первой необходимости – правильная, а вот способы решения – вызывают опасения. «Наши партнёры опять скажут – вы непредсказуемы! Может быть, вместо возведения тарифных барьеров можно было ввести какие-то компенсации для малоимущих?» – задаётся вопросом зампред аграрного комитета.