16.12.20, 16:05

Переработать нельзя захоронить

Депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области приняли участие в заседании комиссии по вопросам совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области.

Возглавил совещание заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка. Участвовали в обсуждении вопросов, кроме региональных парламентариев, областные министры и представители министерств и департаментов Правительства Новосибирской области.

В повестку вошли два вопроса «Об актуализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными», «О формировании земельных участков в целях размещения пунктов приема вторичных материальных ресурсов на территории индивидуального жилищного строительства города Новосибирска».

Была разработана специальная электронная модель территориальной схемы обращения с отходами, как доложили участникам совещания разработчики и заказчики этой модели. При ее разработке были актуализированы источники отходов, их количество и движение потоков, маршруты автотранспорта для вывоза отходов, учтены контейнеры для ртутьсодержащих отходов и батареек, а также контейнеры для раздельного сбора мусора. Представитель подрядчика, который разрабатывал электронную модель территориальной схемы, Вероника Архипова сообщила, что электронная модель позволяет рассчитать время и расстояние для перевозки отходов от каждой контейнерной площадки до ближайшего мусорного полигона, а также максимальные затраты на транспортировку мусора из населенных пунктов области.

«А смысл этой актуализации? – задал вопрос депутат Вадим Агеенко. – Могут повезти налево, могут направо, здесь дороже, здесь дешевле. Хотя по конкурсам все договоры просчитаны, все цены есть. И люди везут туда, куда указано в терсхеме. 20 полигонов никуда не перемещаются».

На этот вопрос ответил вице-губернатор Сергей Сёмка: «Они не перемещаются, они заполняются и выводятся из эксплуатации. И, соответственно, строятся новые. Отсюда меняется схема маршрута, в том числе, которая поможет нам через математическую модель очень просто и быстро посчитать, что изменяется. Актуализация схемы проходит в соответствие с требованиями федерального законодательства».

Депутат Дмитрий Козловский задал вопрос: учитывается ли при актуализации территориальной схемы раздельный сбор мусора? «Потому что главная задача мусорной реформы – раздельный сбор», – отметил региональный парламентарий. Отвечая на этот вопрос, Вероника Архипова подчеркнула, что раздельное накопление отходов учтено.

На следующей неделе на сайте Министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области будет опубликована актуальная территориальная схема для общественного обсуждения. А участники совещания в течение недели смогут внести свои предложения по совершенствованию территориальной схемы.

Вадим Агеенко заинтересовался стоимостью производства электронной модели. «Насколько я помню, когда мы эту территориальную схему писали, она обошлась нам почти в 4 миллиона рублей, – напомнил законодатель. – В 2019 году мы актуализировали ее по требованиям федерального законодательства, ввели большой электронный вариант со множеством приложений и описаний. Обошлась она нам в то время, судя по отчетам МинЖКХ, в 9 миллионов. Во сколько нам сейчас все это обошлось?» Вице-губернатор Сергей Сёмка ответил, что обновленная электронная модель обошлась ровно в два миллиона рублей.

В ходе обсуждения второго вопроса повестки дня начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии Новосибирска Дмитрий Перязев доложил об опыте переработки стекла из вторсырья одной из компаний, действующих на территории завода «Экран». По информации Дмитрия Перязева, ранее организованные компанией пункты приема отходов не функционируют, в связи с низкой рентабельностью производства, а потому вопрос сбора стекольного вторсырья не актуален.

Однако, вице-губернатор Сергей Сёмка напомнил, что завод «Экран» при поддержке регионального Правительства получил заем федерального Фонда развития промышленности в объеме полумиллиарда рублей – на ввод в эксплуатацию еще одной стекловаренной печи. В связи с этим Губернатор Новосибирской области Андрей Травников поставил задачу по сбору битой стеклотары и стекольного вторсырья. «У кого какие предложения будут? – обратился Сергей Сёмка к участникам совещания. – Пункты приема нерентабельны». В свою очередь, вице-губернатор призвал Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области уточнить требуемое для переработки количество стекольного вторсырья и рассмотреть варианты сбора битого стекла, либо оборотной тары. «Также в вашем распоряжении есть торговые сети, где можно установить контейнеры, оборудовать места для сбора, прием бутылок», – отметил Сергей Сёмка.

В свою очередь, Вадим Агеенко задался вопросом: «После того как мы организуем сбор по магазинам, куда мы денем собранное стекло, если заводу «Экран» нерентабельно его брать? Куда сбыт-то будет идти?». Вице-губернатор ответил, что как раз заводу совместно с Минпромом региона поручено подготовить техническое задание, «которое включает в себя не только количество и качество, но и цену принимаемого стеклобоя». По словам Сергея Семки, до сих пор завод «Экран» не уточнил, какая цена и качество собранного стекольного вторсырья устраивает производителя. С предложением выступила депутат Ирина Диденко: «При Министерстве промышленности создана рабочая группа по развитию отрасли по переработке, на ее заседания можно выносить все эти вопросы, и обсуждать как раз их экономику».

По мнению депутата Законодательного Собрания Новосибирской области Вадима Агеенко, на производство изделий из вторсырья переработчики должны получать госзаказ. «Например, из этого сырья переработчик должен произвести столько-то скамеек, установить их в таком-то населенном пункте», – законодатель уверен, что такая форма работы будет стимулировать переработчиков. Вадим Агеенко, как и его коллега Дмитрий Козловский, вспомнили об опыте использования вторсырья в советском прошлом. «Если помните, в советские времена новая бутылка содержала 7-8 процентов стекольного вторсырья», – напомнил Вадим Агеенко. «Кефир в стеклянной бутылке можно было купить в любом гастрономе, а пустую бутылку сдать на кассе, - добавил Дмитрий Козловский. – И сегодня нам ничего не мешает организовать сбор бутылок в продовольственных магазинах. Другой вопрос: кто будет оплачивать эту сданную бутылку? Торговая сеть, переработчик стекла, государство? Эти вопросы мы непрерывно задаем федеральным властям, и ждем их разъяснений».