Валежник: нарабатывать судебную практику или идти навстречу населению
Комитет Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям рассмотрел практику применения областного закона, разрешившего сбор валежника.
Дискуссии, предшествовавшие принятию федерального, а затем и областного закона «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд в Новосибирской области», продолжились и после вступления законов в действие. Свое выступление о практике применения областного закона министр природных ресурсов и экологии Андрей Даниленко проиллюстрировал фото задержанного в Сузунском лесхозе ЗИЛа с шестью кубами ветровальной древесины. «Древесина арестована, вместе с автомобилем и трактором находится на охраняемой площадке», - пояснил Андрей Даниленко. - В соответствии со статьей 8.28 КоАП правонарушение влечет наложение штрафа от 4 до 5 тыс. рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудий административного правонарушения». Трактуя закон, чиновник напомнил: заготовка валежника – это сбор лежащих на земле остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками. Все остальное – вне закона. Учитывая все детали и сложности нового закона, окончательные выводы может дать только судебная практика, подчеркнул Андрей Даниленко.
Цитируя тот же самый закон, депутат Олег Мирошников сделал другие акценты: «Валежник – это остатки стволов деревьев, образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев при их повреждении вредными организмами, буреломом и снеговалом. Все деревья, которые лежат на земле – это и есть валежник, то есть недревесные лесные ресурсы. Заготовка валежника осуществляется в течение всего года свободно и беспрепятственно», - акцентировал парламентарий.
«Нельзя наклепать кучу уголовных дел и формировать на этой основе судебную практику, - высказал свое мнение депутат Глеб Поповцев. - Сначала будем всех наказывать, а тех, кто успел отмазаться – тех простим. Не путайте правовое государство с правовым беспределом».
«Закон о валежнике касается очень большого числа населения в сельской местности, - озвучил позицию правительства вице-губернатор Александр Дубовицкий. - Мы считаем, и будем придерживаться этой позиции, что в основе должно быть приоритетное право человека реализовать возможность по сбору валежника. Естественно, какие-то моменты закона нужно будет откорректировать. Все случаи будем анализировать. Полгода поработаем и к июлю к вопросу вернемся…» Из спорных моментов вице-губернатор привел пример с большим количеством поваленной в прошлом году березы, 80% которой продолжает гнить в лесу.
«Возникает определенная практика, которая настораживает депутатов, - сказал, подводя итог обсуждению, председатель комитета Олег Подойма. - Закон должен был снять социальную напряженность, дать возможность населению спокойно заготавливать валежник. Но иногда ситуация находится на грани – к какой категории относить конкретные лесные ресурсы – к валежнику или деловой древесине. Все депутаты единодушно высказались: не надо усложнять и нагнетать ситуацию, обращаясь в судебные органы. Давайте с пониманием относиться к той инициативе, которая была на федеральном уровне, а затем была поддержана Законодательным собранием, губернатором. Разрешение на сбор валежника – это помощь населению, снижение финансовой нагрузки. По некоторым данным, от 15-20 тысяч рублей может сэкономить семья на заготовке валежника. Поэтому мы считаем: не надо обострять ситуацию. Министерство природных ресурсов является инициатором возбуждения уголовных дел в данной сфере. У них есть определенные полномочия, они ими должны пользоваться. Но когда вопрос находится на грани, надо его не усложнять, а решать в пользу населения, которое ведет заготовки валежника».
Подтвердив позицию депутатов, Олег Подойма пояснил, что в июле комитет намерен вновь вернуться к областному закону.