20.09.18, 04:00

Капитальный ремонт: контроль необходимо усилить

Региональные парламентарии настаивают на ужесточении контроля над выполнением «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области». Отчет Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах анализа результативности региональной программы за 2017 и текущий период 2018 годов обсудили на заседании комитета по строительству, жилищно-капитальному комплексу и тарифам.

Заключение Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о результатах анализа результативности реализации «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», в 2017 году и за текущий период 2018 года, на заседании комитета представил аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Валерий Алёхин. Он отметил, что с учетом внесенных изменений перечень многоквартирных домов (МКД), включенных в региональную программу по состоянию на 01.01.2018, составил 12 741 МКД, в которых запланировано провести 91 432 видов работ капитального ремонта объектов общего имущества. За 2017 год в программу включено – 120 МКД, исключено – 112 МКД.
Представитель КСП акцентировал, что стоимость работ, предусмотренных в Региональной программе на 2014-2043 годы, превышает объем плановых поступлений взносов на капитальный ремонт за тот же период (исходя из минимального размера взносов 7,05 руб. за 1кв. м в месяц - с 01.01.2019). Поступление взносов (без учета государственной и муниципальной поддержки) позволит выполнить комплексный капитальный ремонт лишь в 54,6% домов, предусмотренных в Региональной программе. Дефицит средств на полное выполнение Региональной программы составляет 91 486 млн. руб. При этом, общий объем государственной и муниципальной поддержки, предусмотренный краткосрочными планами на 2014-2019 годы, составляет лишь 5,8% от стоимости работ, запланированных на данный период, констатировал аудитор. В то же время, отметил Валерий Алехин, велик объем временно свободных средств, находящихся на счетах Фонда. Так, общий объем поступивших процентов на размещенные в кредитных организациях временно свободные денежные средства фонда капитального ремонта за 2014-2017 годы составил 230 041,9 тыс. рублей.
Аудиторами был выявлен ряд системных нарушений, в частности касающихся очередности отдельных видов работ. «Капитальный ремонт отдельных инженерных систем запланирован в различные периоды; ремонт фасада запланирован на более ранний срок, чем крыша; ремонт ряда элементов конструкций домов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, запланирован на более поздние сроки», - перечислил Валерий Алёхин. Также во время проверки установлено, что в отдельных случаях фактическая стоимость отдельных видов работ, выполненных и оплаченных региональным оператором в 2017 году за счет общего фонда капитального ремонта, превысила размер установленной предельной стоимости. «При этом согласно ч. 4 ст. 190 ЖК РФ превышение предельной стоимости должно оплачиваться за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капремонт сверх минимального размера взноса на капремонт», - уточнил представитель КСП.
Валерий Алёхин сообщил, что за период действия региональной программы на все счета фонда капитального ремонта от собственников помещений многоквартирных домов поступило 8 601 985,2 тыс. руб., из них 4 250 714,8 тыс. руб. или 49,4% – на общий счет регионального оператора; 4 351 250,5 тыс. руб. или 50,6% на специальные счета. «Уровень собираемости взносов составил по общему счету регионального оператора – 88,7%, по спецсчетам – 89,3%, при этом собираемость взносов по МКД, помещения в которых являются государственной собственностью, составляет только 51,7%. Из областного бюджета «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области» получает субсидии на административно-хозяйственные расходы и финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД – в 2017 году соответственно 103 596 тыс. рублей и 24 562,1 тысяч рублей. «При этом конкретные цели предоставления субсидий и их объемы на каждую из целей определяются не законом об областном бюджете, а соглашениями, что не соответствует Порядку определения объема и предоставления субсидий», - заметил представитель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области.
По словам аудитора Контрольно-счетной палаты, за период реализации Региональной программы капитального ремонта (2014-2017 гг.) по заключенным договорам выполнено 3 835 элементов вида работ в 1 547 МКД на общую сумму 4 550 659,6 тыс. руб., из них за 2017 год: 1 436 элементов вида работ (99,7% к плану) в 680 МКД (100% к плану) на общую сумму 1 867 938,4 тыс. руб. (91,2% к плану). В то же время, отмечено в отчете КСП, в результате комиссионных проверок 28 многоквартирных домов в 7-ми муниципальных образованиях Новосибирской области большая часть договоров на выполнение СМР исполнена с нарушением сроков (28 договоров из 30). Также имеются отклонения от утвержденных проектов, ряд работ по капремонту выполняется не в полном объеме и некачественно. Имеют место случаи, когда подрядные организации устраняются от исправления некачественно выполненных работ.
В своем содокладе и.о. министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов пояснил, что по замечаниям и предложениям Контрольно-счетной палаты приняты необходимые меры, направленные на устранение всех выявленных нарушений. «Также мы готовим предложения по балансировке региональной программы и готовы обсудить их на совместной рабочей группе», - добавил и.о. министра.
«В докладе прозвучало, что в Новосибирской области довольно высокая собираемость с населения взносов по капремонту – 88% - это хорошо, но вызывает озабоченность огромная неизрасходованная сумма, которая хранится в банке. Так, в прошлом году на процентах фонд заработал 230 млн рублей – огромные деньги, почему они лежат и мы не можем никуда их потратить? Ведь можно направить их на ремонты фасадов, например?» - задал вопрос депутат Дмитрий Козловский.
Руководитель Фонда модернизации ЖКХ Новосибирской области Татьяна Кожевникова пояснила, что на данный момент этот вопрос решен, и все средства, полученные в виде начисленных процентов, будут направлены на регламентированные федеральным законом виды работ по капитальному ремонту многоквартирных работ. Отвечая на вопрос депутата Олега Сметанина - будут ли в текущем году выполнены все запланированные объемы работ, и.о. министра ЖКХ и энергетики Денис Архипов заверил: «Все утвержденные объемы будут выполнены в срок».
Был поставлен вопрос и о внесении изменений в постановление о предельной стоимости работ. «Инфляция идет, и цены такие, что когда по ФЗ-44 объект отторгуют, то уже и нормальную бригаду привлечь не на что», - заострил проблему депутат Вадим Агеенко.
Однако градус обсуждения поднялся, когда депутаты перешли к конкретным объектам. Депутат Ашот Рафаелян напомнил коллегам аварийный дом по адресу ул. Шишкова, 2 в городе Куйбышеве, где комитет побывал в апреле. В купеческом особняке 1904 года постройки крыша протекала вплоть до первого этажа, станы были в грибке, вода стояла в подъездах и в подвале. После проведенного в прошлом году ремонта кровли протечки продолжаются. «Сегодня состояние таково: 25 сентября будут объявлены торги, 28-го завершение приема заявок. Затем 60 дней на выполнение работ по кровле, то есть работы продлятся до 29 ноября. Какой в этом случае мы получим результат!» - возмущен депутат.
По мнению председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгения Покровского, местные власти устранились от решения проблемы. «Мы были там и слышали людей, которые проживают в этом доме. Все вопросы решаемые. Но на сегодняшний день воз и ныне там. Я не услышал конкретно ни о сроках исполнения, ни о тех конкретных мерах, которые принимаются. Предлагаю обратиться к губернатору области, чтобы обязать руководство Куйбышевского района решить эту проблему. Дальше тянуть нельзя. Отговорки, которые мы сегодня услышали, людей не устраивают».
Депутаты рекомендовали министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области учесть замечания, изложенные в заключении Контрольно-счетной палаты Новосибирской области о выполнении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.