16.10.14, 04:00

Прямые выборы – требование большинства

Депутаты Законодательного собрания, представители городских, районных Советов депутатов и территориальных администраций Новосибирской области предложили сохранить в качестве основного подхода к формированию органов местного самоуправления их избрание путем всеобщего голосования. Таков итог депутатских слушаний, посвященных реформе местного самоуправления.

Сегодня, 16 октября, в Законодательном собрании Новосибирской области прошли депутатские слушания по теме «О реализации Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них приняли участие представители депутатского корпуса Законодательного собрания, Совета депутатов Новосибирска, муниципалитетов, главы районов, муниципальных образований, правительства Новосибирской области.
Как отметил председатель Законодательного собрания Иван Мороз, задача слушаний – еще раз обозначить позицию депутатов, представителей органов власти, общественности перед принятием областного закона об общих принципах организации местного самоуправления. «О необходимости реформирования системы местного самоуправления – и по форме, и полномочиям – в своем послании в декабре прошлого года говорил президент России Владимир Путин. После принятия федерального закона в первом чтении было немало вопросов, в том числе и у глав муниципальных образований Новосибирской области, - рассказал о ходе работы над законом спикер областного парламента. - Мы собрались, и предложили ко второму чтению закона главам внести свои предложения. На встрече президента с председателями законодательных органов регионов страны было сказано: в таком виде закон принимать нельзя. В закон были внесены корректировки, и часть полномочий переданы на региональный уровень. Для подготовки к принятию закона была создана рабочая группа в Законодательном собрании и при губернаторе Новосибирской области. Мы обратились к главам муниципальных образований и представительных органов, чтобы они указали: что бы они хотели видеть у себя на территории, как должны формироваться органы управления и представительные органы в муниципальных образованиях. Все поступившие предложения обобщила рабочая группа, которая затем передала их в профильный комитет».
Временно исполняющая обязанности министра юстиции областного правительства Наталья Омелехина отметила, что на заседании рабочей группы при губернаторе Новосибирской области принято решение установить в течение 2015 года переходный период по возможному перераспределению полномочий местного самоуправления. За это время предполагается провести анализ экономической и политической ситуации на территории региона, чтобы получить от этого регулирования наибольший эффект.
Исполняющий обязанности председателя Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев остановился на достоинствах и недостатках введения должности сити-менеджера. Это возможно в том случае, если глава муниципального образования избирается из состава представительного органа, а также если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и входит в состав представительного органа, исполняя полномочия его председателя. «Здесь есть свои плюсы и минусы, - отметил Дмитрий Асанцев. - Плюс – возможность привлечения квалифицированных специалистов, талантливых управленцев и хозяйственников, ограничивая, таким образом, приход к управлению городом случайных людей. Вопросы вызывает процедура назначения сити-менеджера. Этим занимается конкурсная комиссия, половина которой назначается представительным органом муниципального образования, а вторая – высшим должностным лицом субъекта РФ. Считаем, что это приведет к усилению влияния органов государственной власти на органы местного самоуправления, что противоречит конституционным принципам. Наиболее оптимальным для Новосибирска считаем действующую форму выборов главы муниципального образования: мэр города избирается на муниципальных выборах и возглавляет мэрию Новосибирска в соответствии с Уставом города».
Дмитрий Асанцев считает неприемлемой для Новосибирска и допускаемую 136-ФЗ двухуровневую модель местного самоуправления, предусматривающую создание внутригородских муниципальных районов с собственными представительными и исполнительными органами. «Пока трудно представить, как будет организована двухуровневая модель местного самоуправления, какими будут взаимоотношения внутригородских районов между собой и центром, финансовые и имущественные вопросы. Считаем, что реализация натолкнется на проблемы, в том числе - увеличение суммарной численности депутатов и увеличение бюджетных расходов на обеспечение их деятельности. Не ясно, как будет происходить разграничение муниципального имущества между городом и городскими районами. Каждый внутригородской район будет самостоятельным муниципальным образованием, где будет свой глава администрации, свой представительный орган и свой бюджет. Районы будут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы, а учитывая, что в городе есть районы разные по налоговой базе, появятся «бедные» и «богатые» территории, что не является положительным фактором».
Председатель Совета депутатов Новосибирского района Владимир Саблин убежден, что глава муниципального образования должен быть независим и профессионально подготовлен к работе. «Это должен быть человек, знающий особенности района, умеющий общаться с людьми и переживающий за все, что делается в муниципальных образованиях. Есть устоявшаяся система, апробированная за много лет - выборы всеобщим голосованием. Она соответствует требованию, поставленному президентом: голос каждого должен быть услышан! И власть в этом случае будет ближе к народу, для которого она работает», - высказал свое мнение депутат.
Подводя итоги слушаний, председатель комитета Законодательного собрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Юрий Шпаков подчеркнул: «Основной подход – сохранение такого способа формирования органов местного самоуправления, как прямые выборы. Но у нас в Новосибирской области в ряде муниципальных образований сложился и иной способ формирования местной власти. Например, глава муниципального образования может избираться из состава районного совета депутатов. Некоторые муниципальные образования высказывают желание попробовать этот вариант. А значит не исключен дифференцированный подход».
Проект областного закона будет представлен на заседании комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, которое состоится 21 октября в городе Куйбышев. «Надеюсь, в ходе ближайшей сессии Заксобрания 30 октября законопроект в первом чтении будет принят, чтобы до 7 ноября закон можно было доработать, - поделился планами председатель областного парламента Иван Мороз.
 

Теги:  Актуально