05.12.14, 04:00

Интересы России требуют объединения сил

Новосибирские законодатели комментируют послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

Виктор Косоуров, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

В своем выступлении глава государства обозначил проблемы, встающие перед Россией сегодня, и заверил, что наша страна их преодолеет. Названы и конкретные пути: новые технологии и конкурентная продукция, развитие промышленности, финансовой системы, подготовка современных кадров. Все ресурсы для этого у нас есть, включая самый главный – достаточно людей умных и талантливых.

Высказанные им предложения о введении налогового моратория на ближайшие четыре года, налоговых каникул для вновь регистрирующихся малых предприятий, сокращении проверок малого бизнеса, проведение разовой амнистии капиталов — это серьезные шаги для создания нормального инвестиционного климата и важная гарантия для инвестора, который боится идти в Россию из-за меняющихся правил. Теперь все будет зависеть от того, как эти меры будут реализованы. Одновременно Президент также пригрозил участникам валютного рынка. Важно, чтобы сигналы, озвученные в послании, были верно истолкованы и приняты к реализации.

Некоторые темы, которые затронул Владимир Владимирович, особенно важны для региона. Во-первых, это успехи АПК и его дальнейшее развитие. Это направление должно быть приоритетным. Во-вторых, это увеличение объемов дорожного строительства и приведение в порядок дорог. Президент пообещал, что субъекты Федерации в следующем году смогут пополнить свои дорожные фонды за счет дополнительных источников. То есть на эти цели появляются дополнительные финансы. И реализовать эти возможности в Новосибирской области необходимо максимально грамотно.

Владимир Карпов, заместитель председателя Законодательного собрания:

Внимательнейшим образом я прослушал послание Путина и отчасти был разочарован услышанным. Послание не оправдало некоторых моих ожиданий. Совершенно уверен, что многие политики, бизнесмены, граждане, которые смотрели, слушали, читали это выступление, испытывали такое же чувство. Если кто-то пытается пристроить казенный пафос к своим высказываниям – я им не верю! Но, как всякий человек, который занимается политикой, я задал себе вопрос: а что именно ты ждал от этого выступления? Почему ты испытываешь это чувство, насколько оно соответствует сути послания? И здесь становится картина более интересной. Почему были столь высокие ожидания этого выступления президента? Есть два фактора. Первое – это исключительная поддержка Президента гражданами, которую признают и друзья, и враги. От своего лидера наши граждане ждут откровения. Второй фактор, который, полагаю, также разделяет большинство людей – чрезвычайно жесткая ситуация в международном плане, в экономике. Исключительная по жесткости ситуация. И опять же здесь есть определенные ожидания конкретных рецептов: как мы будем противостоять этой ситуации? И вместо того, чтобы затягивать пояса, вдруг президент скажет, что у нас будут расти заработные платы, будет хорошо развиваться экономика, то есть то, что ожидает услышать всякие нормальный человек. Если бы Путин хотел нас обмануть, он бы сумел. Но он не стал вводить в заблуждение. И это плюс послания. Оно начиналось с той сверхценности присоединения Крыма и Севастополя, которые Путин связал с историческими истоками нашей государственности. Но для международного сообщества, особенно для наших врагов это повод ужесточить нападки, поскольку глава страны сказал, что все это состоялось и никакое отступление невозможно, мы не отдадим ни пяди. Это не может не вызвать беспокойство, особенно у тех, кто, занимаясь бизнесом, понимает: могут быть последствия от неуступчивости главы нашего государства. А также у политиков, которые хорошо понимают, что могут организовать у нас мощные враждебные силы. С одной стороны, это вызывает беспокойство. Но для меня, как коммуниста, означает, что наступило время «Ч». Мы давно говорили и предупреждали, что дальше отступать нельзя, иначе наступит национальная катастрофа. Нужна мобилизация сил. И здесь идет следующая часть послания Президента, которая и не могла быть совершено конкретной. Построить 15 авиационных заводов или 30 атомных станций – это не обозначение позиции в обеспечении национальной безопасности государства, которую не могут себе позволить европейские государства, хотя нам постоянно их ставят в пример. Они очень сильно обижены на нас, но Путин правильно сказал, что они практически утратили свой суверенитет и под диктовку супер-жандарма выполняют все предначертания, которые чужды им, более того, наносят своим странам политический и экономический ущерб. Но они вынуждены это делать. И то, что Путин заявил: Россия не пойдет по этому пути – это в духе нашего народа, нашей страны. Идет проверка нас на способность выстоять. Я задаю себе вопрос: если бы мне пришлось вот так выступать – стал бы я приводить больше конкретики, перечислять конкретные объекты? Нет! Важнее высказать общую позицию, постараться убедить в ее неизменности, что, идя по этому пути, мы действительно выиграем. И наоборот: если мы будем ползти по пути, заложенному в 90-е годы, он приведет к катастрофе. Это было сделано в послании определенно и надежно. В послании Президент ясно сказал, как будет развиваться государственная машина, о нашей международной политике, четко дал понять, что ждет тех воротил, которые безнаказанно орудуют у нас почти четверть века. Как гражданин страны я получил ответы на вопросы, которые меня волнуют, на ситуации, с которыми я не хочу мириться.

Валентин Сичкарёв, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:

Поставленная Президентом задача либерализации экономики – именно то, что не раз обсуждалось как экспертами, так и деловым сообществом предпринимателей. В период кризиса повышать налоги ни в коем случае нельзя. Более свободное развитие предпринимательства, ускорение оборота денег, предложение денег – вот ключевые моменты, которые в кризисной ситуации способны за счет предпринимательской активности выводить страну из кризиса. Как раз на это направлены предложения Президента – фиксирование налогов на четырехлетний период, надзорные каникулы для малого бизнеса, облегчение административных барьеров. Все предложения направлены на то, чтобы улучшить предпринимательскую среду, чтобы предприниматель мог раскрыть свои способности, чтобы деньги, которые у него есть, работали. Сейчас активно обсуждается тезис Президента о повышении темпов роста российской экономики выше среднего мирового уровня. Надо понимать, какими силами решать эту задачу и за счет каких средств. В части денег Президент обозначил два момента. Первое – легализовать вывезенные капиталы. Вариант реализуем настолько, насколько обещание Президента будет выполнено, и люди, которые вернут свой капитал в Россию, не будут подвергаться давлению и репрессиям. Иначе никто никаких капиталов в Россию не повезет. Предприниматели и так задают себе вопрос: надо ли развивать бизнес здесь. Ты перевел капитал в рубли, а завтра рубль упал, и ты обеднел. Вернуть в евро такую же сумму невозможно. Значит, ты должен зарабатывать здесь быстрее, чем скачет курс доллара и евро. Есть ли такие направления бизнеса – вот вопрос. Далее – готово ли государство обеспечить безопасность, стабильность экономики, неприкосновенность частной собственности как одного из важнейших институтов общества, а также сохранение открытых границ для поездок, технологий, ведения бизнеса.

Президент говорит и о некоем внутреннем финансовом ресурсе – частных средствах россиян. Тоже вопрос. Всем известно, что банки называют огромные цифры невозвратов по потребительским кредитам. И второе – готово ли к такому шагу население? Наконец, третье: а хватит ли имеющихся ресурсов для тех масштабов задач, которые ставит Президент – для роста станкостроения, приборостроения, производства широкого ряда товаров импортозамещения? Вопросов много, но, несмотря на все трудности, заданный Президентом тренд на внутреннее развитие должен сохраниться. Последние 15-20 лет, когда была высокой цена на нефть, газ, мы об этом говорили, но ничего не делали. И вот сейчас мы должны либо сделать намеченное, либо разориться как государство. Так что другого выхода нет – только реализовывать поставленную задачу.

Игорь Гришунин, депутат Законодательного собрания:

Послание направлено на консолидацию всей нации, в нем даны духовные ориентиры. Если в предыдущие годы в обращении Президента говорилось, прежде всего, о решении материальных вопросов, то сейчас, в первую очередь, о политической ситуации, о вызовах, которые стоят перед страной.

В послании даны четкие ориентиры бизнесу, очерчены границы, в рамках которых он может развиваться. Особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, поскольку именно здесь создаются новые рабочие места, именно он более мобилен, гибок, легче идет на реализацию новых проектов.

Все, что касается материально-технической базы вооруженных сил РФ, будет изготавливаться у нас, на территории РФ. Как отметил Рогозин, мы к этому практически готовы. Есть понимание, что хорошая профессиональная армия должна быть еще и хорошо оснащена. Программа переоснащение армии действует с 2002 года, но сегодня она получила новый толчок.

В связи с объявленными России санкциями Президент особый акцент сделал на задаче продовольственной безопасности. Я думаю, что за эти 2-3 года произойдет реальный качественный скачок в развитии сельского хозяйства. Масштабные изменения планируются и в промышленности. И, если мы сумеем консолидироваться, ведь не простая ситуация сложилась вокруг нас, мы должны поддержать ту политику, которую предложил нам Президент. Мы становимся самостоятельными, а это всегда тяжело. Но наш народ не впервые переживает трудности, преодолевая их, Россия становится только сильнее. Уверен, так будет и сейчас. Главное, чтобы те посылы и задачи, которые ставит Президент, реализовывались сегодня на территории.

Илья Воронов, депутат Законодательного собрания:

В послании прозвучало три ключевых направления, касающиеся деятельности Агентства стратегических инициатив, которые можно выделить. Первое: взаимодействие с бизнесом, который готов предлагать новые интересные проекты исследовательского направления. На сегодняшний день Агентство становится площадкой, где формируется определенный пул интересных проектов, собираются активные представители бизнес-сообщества, готовые выражать свою позицию и вносить предложения по усовершенствованию существующего законодательства.

Второе: нами создана определенная платформа и разработки, которые можно транслировать на область импортозамещения. Например, инвестиционный лифт, стандарт, который внедряется уже несколько лет, сейчас важно адаптировать его к организациям, которые настроены на производство. Сделать акцент на существующих дорожных картах, которые достаточно успешно реализуются во многих регионах.

Что касается стимулирования отечественных экспортёров, недавно в рамках Сибирского экономического форума «Россия-Китай: практические аспекты сотрудничества» мы обсудили возможность создания Стандарта внешнеэкономической деятельности, обязательного для исполнения в субъектах Российской Федерации. Инициатива подтверждается предпринимательским сообществом. Опыт, полученный при реализации инвестиционного стандарта, можно и нужно тиражировать на другие сферы деятельности, входящие в компетенцию органов исполнительной власти.

Юрий Зозуля, депутат Законодательного собрания:

В своем послании к Федеральному Собранию Президент объявил 2015 год годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Помочь за год абсолютно всем нуждающимся, конечно невозможно. Инициативу Президента я понимаю как признание данного вопроса и постановку проблемы, чтобы начать ее решать. Очень надеюсь, что раз задача будет поставлена соответствующим министерствам, профессиональным сообществам, органам власти, мы сможем, по крайней мере, разработать механизм ее решения. В частности, выработать все технологии, которые могут использоваться не только в хирургии, но и в реабилитации, которая у нас на сегодняшний день очень сильно хромает. Подчеркну, не санаторно-курортная, а именно медицинская реабилитация должна замкнуть цепочку поликлиника – стационар – медицинская реабилитация, которая позволит завершить работу по восстановлению здоровья пациента и даст ему возможность полноценно трудиться.

Президентом поставлена крайне важная задача о завершении полного перехода к страховым принципам медицины. Этот вопрос связан с тарифами по линии страховой медицины и одной из наших самых больших проблем – государственно-частным партнерством. Система ГЧП на сегодняшний день в медицине нереализуема как раз в силу того, что формирование тарифов не предполагает возврата доходной части инвестору. Как следствие – проекты в этой сфере остаются только на уровне разговоров, без какого бы то ни было движения вперед. Разобраться в этой системе в течение следующего года вполне реально. Завершение перехода к страховым принципам помогло бы значительно продвинуться вперед не только медицине сердечно-сосудистых заболеваний, но в целом нашему здравоохранению.

Теги:  Актуально