Донастройка налоговой системы
Изменения законодательства о налогообложении, предложенные Правительством региона, обсудили на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.
Проект закона «О внесении изменений в главу 6 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» депутатам представил исполняющий обязанности министра экономического развития региона Виталий Шовтак.
Законопроектом предлагается установить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций в отношении расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. «Целью является поддержка застройщиков, создающих объекты инфраструктуры. В соответствии с законопроектом застройщики получат право уменьшить налог на прибыль, поступающий в региональный бюджет», – подчеркнул и.о. министра.
Вторым законопроектом устанавливается инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций в отношении расходов, внесённых в качестве вклада в инвестиционное товарищество, которое направлено на осуществление венчурных и прямых инвестиций в организации, имеющие статус малой технологической компании. Такие компании осуществляют деятельность по производству продукции с использованием инновационных технологий. Цель законопроекта – стимулирование инновационного развития экономики. «Принятие законопроекта позволит стимулировать вложения в малые технологические компании и увеличить их капитализацию», – уверен Виталий Шовтак.
Сразу несколько законопроектов, касающихся налогообложения, на заседании профильного комитета Заксобрания представил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко.
Проект закона Новосибирской области «О внесении изменений в статьи 4.2 и 4.5 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» предлагает расширить возможность заключения специальных инвестиционных контрактов до двухсторонних, которые заключаются по результатам открытого конкурса. «Ставка по налогу для инвесторов, заключивших специальный инвестиционный контракт, снижается до нуля. Порядок заключения контрактов на территории Новосибирской области установлен постановлением Правительства Новосибирской области от 21 января 2025 года №15, – отметил министр. – Важно, что меры поддержки предусматриваются только для организаций, реализующих проекты по освоению производства новой промышленной продукции, не имеющий аналогов в России».
Следующий проект закона подготовлен на основе федеральных налоговых инициатив. Законопроект предлагает реализовать право, предоставленное регионам федеральным законодателем, устанавливать повышенную ставку обложения налогом на имущество дорогостоящих объектов недвижимости.
По налогу на имущество организаций для объектов недвижимости стоимостью 300 миллионов рублей и более на 2025 год предлагается сохранить налоговую ставку 2%. С 1 января 2026 года ставку предложено повысить до 2,5%. По информации министра, таких объектов в Новосибирской области всего 100.
Еще одна инициатива касается условий обложения налогом на имущество кадастровой стоимости объектов площадью до 3 тысяч квадратных метров. Проектом закона предложено с 1 января 2027 года снизить пороговую площадь объектов торгово-офисного назначения с 3 тысяч до 1,5 тысяч квадратных метров для целей обложения налогом на имущество по кадастровой стоимости. «Мы объективно понимаем, что это в том числе и будет способствовать не только наполнению доходной части бюджета, но и гармонизировать условия ведения бизнеса», – уверен Виталий Голубенко.
Как подчеркнула заместитель председателя Законодательного Собрания Новосибирской области – председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко, депутаты обсуждали предложенные законопроекты с предпринимательским сообществом. «Изменение налоговой нагрузки всегда воспринимается болезненно. Именно поэтому нам очень важно услышать аргументы всех сторон, – акцентировала внимание Ирина Диденко. – Инициатива изменить подходы по налогу на имущество была сдвинута. Мы компромиссно договорились вместе с предпринимателями о том, что отнесём эти инициативы на год. В этом есть большой плюс. Мы формируем эти инициативы заранее, более чем за год. Таким образом, предприниматели смогут изменить или сформировать иначе свои бизнес-процессы».
Следующий пакет законопроектов касался обеспечения принципов равенства и справедливого налогообложения на территории Новосибирской области. Изменения предложены в связи с требованиями федерального законодательства.
Виталий Голубенко обозначил целями законопроекта обеспечение баланса интересов общества и возможностей бизнеса; нивелирование диспаритета в налогообложении между налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и, налогоплательщиками, применяющими упрощенную или общую систему налогообложения; увеличение доходов бюджетов муниципальных образований.
Проектом закона продолжается ежегодная практика актуализации размеров потенциально возможного годового дохода при патентной системе налогообложения (ПВГД), начатая в 2023 году.
Подводя итоги заседания комитета, вице-спикер регионального парламента – председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко подчеркнула, что данные проекты закона являются актуализацией системы налогообложения: «У нас вменённый доход по патентной системе сформирован в рублях, но все меняется, и инфляцию необходимо учитывать. Мы должны актуализировать законодательство. Это отражается и на справедливости уплаты налогов».
Также депутаты рассмотрели проект закона, представленный Виталием Голубенко, который касался изменения налогообложения на недвижимое имущество физических лиц. «Граждане, совершающие сделки со своей недвижимостью, зачастую, исходя из корыстных целей, декларируют налогообложение имущества значительно ниже кадастровой стоимости. Пользуются они при этом нормой федерального законодательства, которая была установлена ещё в 2014 году», – отметил министр.
В настоящее время в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
С 1 января текущего года субъектам Российской Федерации предоставлено право увеличивать указанный понижающий коэффициент до 1 включительно. Поскольку данный механизм направлен на корректировку налогооблагаемой базы исходя из кадастровой стоимости в случаях, когда цена продажи занижена, проектом закона предлагается реализовать предоставленное субъектам Российской Федерации право и увеличить с 1 января 2026 понижающий коэффициент до 1.
Ирина Диденко подчеркнула, что данный законопроект будет касаться только тех граждан, объекты продажи которых находятся в собственности менее пяти лет. Таким образом регулируется и экономическая деятельность граждан при покупке недвижимости с целью получения дополнительного дохода.
После обсуждения законопроекты были рекомендованы для рассмотрения на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области для принятия в первом чтении.

