Потребность в рабочих профессиях
Систему профессионального обучения нужно привести в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда, отметили депутаты на заседании комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике.
Контрольно-счетная палата Новосибирской области представила региональным парламентариям результаты проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на профессиональное обучение в 2023-2024 годах. За этот период по программам обучения кадров профессиям рабочих всего подготовлено 42,1 тысячи слушателей и 41,8 тысячи соответственно. Из них в государственных образовательных учреждениях за счет средств на реализацию государственного задания обучились 1419 человек в 2023 году, 1448 человек – в 2024 году. Из бюджета региона на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации было затрачено в 2023 году в рамках государственного задания для 13 учреждений более 155 млн рублей, плюс более 40 млн рублей выделено на обучение рабочим профессиям через центры содействия занятости населения. В 2024 году бюджетные расходы на профподготовку в рамках государственного задания для 14 учреждений составили более 144 млн рублей, плюс 38 млн рублей выделено для центров содействия занятости населения.
Вице-спикер Заксобрания – председатель комитета Вениамин Пак обратил внимание на значительную разницу в показателях подготовки проводников пассажирских вагонов: обучается более 600 человек ежегодно, тогда как в госзадании обозначено 300 человек. Позиция крупнейшего работодателя в этой сфере – РЖД – состоит в том, чтобы готовить кадры в корпоративном университете, пояснила заместитель Губернатора Валентина Дудникова.
Показатель трудоустройства выпускников системы профобразования достаточно высок. Валентина Дудникова сказала, что более 85 процентов получивших знания по выбранным специальностям находят свое место работы. Наиболее востребовано обучение профессиям водителя, тракториста и машиниста экскаватора, стропальщика, закройщика, портного, швеи, кондитера, пекаря, повара, машиниста крана, сварщика, слесаря. Меньше цифры обученных профессиям плотника и столяра, кладовщика, электромонтера, рабочих зеленого хозяйства и цветоводов.
Расчет кадровой потребности, на основании которого формируется государственное задание, базируется на опросе работодателей. Депутат Яков Новоселов высказал предположение, что предприятия и организации региона не в полном объеме информируют, люди каких профессий им нужны.
Процесс расчета кадровой потребности пока еще недостаточно сформирован, согласилась министр социального развития региона Елена Бахаева: «Многие работодатели недостаточно ответственно относятся к этому вопросу, и свой прогноз делают либо приблизительно, либо вообще не дают. В этом году, когда проводили опрос работодателей, цифры потребности в кадрах менялись многократно. У них есть вакансии, не закрытые долгое время, а свою потребность они нам не дают. Вакансии есть, а потребность в подготовке кадров нам не показывают – как это соотнести?»
Депутат Алексей Матвеев поделился наблюдениями из практики: «Если опрашивать крупных застройщиков-работодателей, они вам скажут: «Все нормально». Потому что не держат сейчас большие коллективы, а работы выполняют силами субподрядчиков. Сегодня миграционная служба может показать, сколько в регион заехало мигрантов и каких профессий. В строительстве 70 процентов плотников и бетонщиков – из Южной Азии. Крановщики башенных кранов, машинисты – из Южной Азии процентов 60-70. Такая же ситуация по механизаторам. Рабочие профессии надо прославлять, показывать уровень зарплат, а они в строительстве высокие, – тогда люди пойдут учиться. Сегодня действительно катастрофа, рабочих рук не хватает».
На данный момент госзадание недостаточно отвечает ситуации на рынке труда, прокомментировала зампредседателя комитета Елена Спасских: «Еще мы обратили внимание на то, что дети с ограниченными возможностями здоровья не все могут получить место работы в соответствии со своей профессией. Истории из практики: дети после коррекционной школы проходят профподготовку, их не принимают на работу, а после платных курсов трудоустраивают. Над исправлением ситуации мы должны поработать. Замечания Контрольно-счётной палаты отработаем вместе с профильными министерствами. Алгоритм должен быть простой: вне зависимости от того, есть у человека образование или нет, он проходит профподготовку и трудоустраивается. А сейчас получается, что сначала нужно найти место работы, потом получить знания по профессии. Между реальным рынком труда и учреждениями, которые осуществляют профподготовку, нет практической связи».
Заслушав и обсудив доклад аудитора КСП Натальи Гюнтер, комитет решил информацию принять к сведению. В решении комитета также значится рекомендация Министерству образования Новосибирской области пересмотреть ряд нормативных правовых актов и законов. В том числе, внести изменения в порядок обеспечения получения профессионального обучения людям, имеющим ограниченные возможности здоровья, а также в региональный закон от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области» в части востребованности обучения по программам подготовки специалистов рабочих профессий и финансирования основных программ профобучения. Информацию об устранении замечаний, изложенных в отчете КСП, комитет должен получить до 31 марта 2026 года.