17.01.23, 17:11

Основные нарушения – низкое качество дорожных работ

Комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике заслушал отчет Контрольно-счетной палаты по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2021 году и часть 2022 года.

Состояние дорог области характеризовали уже первые цифры отчета КСП по состоянию на 1 января 2022 года. Из 12,7 тыс. км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, 57,5% не отвечают нормативным требованиям. Из 14 805,6 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям 6 577,4 км или 44,4%.

По данным, представленным аудитором КСП Валерием Алехиным, расходы дорожного фонда в 2021 году исполнены в объеме 27,2 млрд руб. или 94,2% от плана, за 10 месяцев 2022 года – в объеме 18,3 млрд руб. или 65,9% от плана.

Основной объем ассигнований дорожного фонда был направлен на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог»: 26,2 млрд рублей в 2021 году и 14,1 млрд руб. за 9 месяцев 2022 года. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений выделено в 2021 году 45,8% (12 млрд руб.) и в 2022 году –14,6% (2 млрд руб.). На ремонт, содержание и иные мероприятия – 5,7 млрд руб. и 5,2 млрд рублей по годам соответственно. В 2021 году введено в эксплуатацию 227,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, выполнен капитальный ремонт 3,5 км и ремонт 44,1 км автомобильных дорог местного значения.

В 2022 году в рамках регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» запланировано проведение дорожных работ на 73 объектах, относящихся к государственной собственности, и на  39-ти объектах муниципальной собственности, в том числе на 31 объекте в Новосибирске, на 2-х объектах в Искитиме и на 4-х объектах Бердска.

Аудитор остановился на оценке работ по строительству четвертого мостового перехода через реку Обь в створе ул. Ипподромской.  По данным КСП, по состоянию на 02.12.2022 общая сумма финансирования составила 28,4 млрд руб., из них за счет федерального бюджета – 22,2 млрд руб., областного бюджета – 2,4 млрд руб., за счет внебюджетных источников – 3,7 млрд рублей. Общее выполнение работ по состоянию на 02.12.2022 составляет 18,1 млрд рублей. Техническая готовность объекта, в соответствии с принятой отчетностью, составляет 55,36% при плановом значении на 31.12.2022 – 78,72%.

Валерий Алехин акцентировал: «Основные нарушения как в 2020-2021 годах, так и в 2022 году связаны с низким качеством выполненных работ, в том числе, это касается качества дорожного полотна, его повреждений и дефектов, а также несоответствия нормативам коэффициентов водонасыщения и уплотнения, толщины покрытия». В числе нарушений при использовании бюджетных средств были названы нарушения в сфере закупок, завышение номинальной цены контрактов, а также оплата фактически не выполненных работ, что, в частности, имело место при ремонте автодороги в с. Казанак Краснозерского района на сумму 133,6 тыс. рублей.

«Одной из основных причин нарушения сроков выполнения дорожных работ по контрактам является низкое качество проектно-изыскательских работ и, как следствие, проектно-сметной документации, а также затягивание сроков корректировки ПСД», – подчеркнул Валерий Алехин.  

Депутаты досконально проанализировали проблему разработки проектно-сметной документации. Отвечая на вопрос вице-спикера регионального парламента Майиса Мамедова о ситуации на рынке, министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский сообщил, что на рынке сейчас порядка 48 организаций, в том числе которые участвуют в торгах, но не находятся на территории региона. «Организаций, которые могут качественно делать проектно-сметную документацию, – не больше десятка. Задача, которую ставим перед ТУАД, муниципалитетами – ужесточение контроля за разработкой ПСД, усиление службы технического отдела ТУАД», – констатировал министр.

Сразу двое из депутатов предложили идею «своей проектной службы». «Недавно Губернатор озвучил такое предложение для разработки ПСД социальных объектов», – напомнил Майис Мамедов. Свой вариант у депутата Владимира Анисимова – создание акционерного общества со 100% капиталом области: «Такие решения назрели. Опыт в регионе есть – Агентство инвестиционного развития», – убежден депутат.  

Изменения уже идут, сообщил начальник Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Владимир Воспанчук: «Уже сейчас в ТУАДе появились свои проектировщики и геодезисты. Часть корректировок будем делать самостоятельно и быстро. Прирастет отдел контроля качества. Для оперативности общения будем формировать личные кабинеты подрядчикам. Результаты проявятся уже в новом сезоне».

«Рассматривается вопрос создания отдельной проектной группы по линии Минтранса, – доложил Анатолий Костылевский. – Внедрена многоступенчатая система контроля качества, чтобы пресекать нарушения не на стадии приемки работ, а на уровне проекта. Были проведены мероприятия с заказчиками и подрядчиками с разбором совершенных ошибок. Весной организуем курс повышения квалификации  для сотрудников муниципалитетов, чтобы исключить типовые ошибки. Также весной начинаем проверку готовности асфальтобетонных заводов. Начиная с контроля качества заготавливаемых материалов до процесса производства. Расширены параметры проверки. Контроль качества – приоритет».

Продолжилось обсуждение и других важных задач дорожного строительства. «Мы сегодня ремонтируем порядка 200 км дорог, тогда как по нормативам должны 1000 км ремонтировать, – высказал мнение дорожников депутат Александр Барсуков. – И возможность для этого есть. Подрядчики простаивают из-за необеспеченности проектно-сметной документацией. Год закончился, а 3,5 млрд дорожных денег не использовано. Надо увеличить объемы ремонта именно областных дорог».  

Заместитель председателя комитета Сергей Титков обратил внимание на материалы отчета КСП о состоянии искусственных сооружений:  «Неудовлетворительное состояние у 32 мостов, предаварийное – у четырех. Ранее была областная программа по реконструкции искусственных сооружений. Теперь пришло время снова направлять на это целевые средства». Депутат напомнил о выездном заседании комитета в Карасукском районе, когда было принято решение о пилотном проекте по укрупнению дорожного фонда Карасукского и Баганского районов. «Концентрация средств дала положительный результат. Стоит распространить этот опыт на другие районы области», – высказал свою позицию Сергей Титков.

Это предложение вошло в число рекомендаций комитета Правительству региона.

«Следует признать, что изменения происходят в лучшую сторону, – прокомментировал итоги обсуждения отчета КСП председатель комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко. –  И все же остается еще много вопросов. В частности, есть моменты завышения стоимости оплаты дорожных работ, данные документы переданы в следственные органы.  Мы однозначно рекомендовали пересмотреть взаимодействие между структурными подразделениями департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. Это было подтверждено, и уже сегодня форма взаимодействия меняется. Работа по качеству исполнения гарантийных обязательств показала, что контроль ужесточается.  Это факт! За счет требовательности, за счет контроля, за счет качества. Меняются подходы. Это признают все на сегодняшний день».