07.07.22, 16:28

Бюджет-2021: выводы сделаны

Качество бюджетного планирования и публичность рассмотрения приоритетных направлений расходов стали главной темой при рассмотрении на сессии регионального парламента законопроекта «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2021 год».

Сессия Законодательного Собрания – завершающий этап рассмотрения законопроекта, прошедшего острые публичные слушания и обсуждения на всех комитетах регионального парламента. Представляя законопроект, заместитель Председателя Правительства – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко отметил, что исполнение бюджета 2021 года начиналось в условиях высокой неопределенности, вызванной эпидемиологической ситуацией, «однако своевременные и точные государственные решения по оказанию помощи населению и бизнесу, способствовали восстановлению экономики». Увеличение налоговых поступлений министр связал не только с экономическим ростом, но и повышенной инфляцией. «Повышение цены товаров и услуг повлияло не только на покупательную способность бюджета, но и на успешность закупочных процедур, исполнение договорных обязательств со стороны поставщиков и подрядчиков», – констатировал министр, характеризуя исполнение бюджета.

Доходы областного бюджета Новосибирской области в 2021 году исполнены в объеме 237,7 млрд руб., что на 4,7 млрд руб. или на 2% выше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». В общем объеме доходов областного бюджета налоговые и неналоговые поступления составили 163,2 млрд руб. или 68,7%, безвозмездные поступления – 74,4 млрд руб. или 31,3%.

Расходы областного бюджета Новосибирской области исполнены в объеме 222,2 млрд руб., это 94,6 % к плану.

Процент исполнения бюджета и оставшиеся неизрасходованными в бюджете 2021 года 15 млрд рублей стали основной темой дискуссии как на заседаниях комитетов, так и на сессии.

Депутат Вячеслав Илюхин обратил внимание на недовыполнение работ по капитальным вложениям. «Уровень исполнения доходной и расходной части в этом году сопоставим с уровнем исполнения бюджета 2021 года. Примерно те же цифры. Если пойдет и дальше, есть риск того, что в этом году мы увидим картину, что бюджет, как и в 2021 году, не будет исполнен», – высказал опасения депутат.

Как подчеркнул Виталий Голубенко, проблемы по ведению объектов капвложений имели место, эта ситуация характерна не только для Новосибирской области. Министр перечислил все объекты, по которым имелись проблемы, в том числе ледовая арена, детские сады, школы в Новосибирске и районах области.

Зампредседателя Заксобрания Ирина Диденко привела данные финансирования газификации: в 2020 году финансирование на газификацию было более 400 миллионов рублей. «Депутаты, когда собирали наказы и выявляли, какие направления приоритетны для наших избирателей, отметили: газификация, чистая вода, оснащение детских садов и так далее. Мы рекомендовали Правительству усилить эти направления. Подводя итоги 2021 года, мы видим, что на газификацию было выделено 164 миллиона. Почему такая ситуация?» – высказала недоумение депутат.

«Планы прошлого года выполнены, даже перевыполнены, порядка 4 тысяч домовладений газифицировано», – ответил заместитель Губернатора Сергей Сёмка. По его словам, средства на догазификацию аккумулирует полностью Газпром. Правительством были приняты решения увеличить средства на компенсацию части затрат гражданам на догазификацию, приобретение газового оборудования. Губернатором подписано соглашение, и на совещании штаба по газификации Новосибирской области принято решение о газификации новых населенных пунктов в Кулундинской зоне Новосибирской области.

Зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко вновь вернулся к 15 миллиардам: «Причина в отсутствии проектно-сметной документации. Не значит ли это, что ГРБС плохо работают? Торги проводят в марте-апреле. Слишком большой процент – в отсутствии документации. И проблемы с контрагентами – это что?»

К обсуждению присоединился Губернатор Андрей Травников: «Пятнадцать миллиардов – это не неосвоение бюджетных средств, это профицит, сложившийся по результатам 2021 года. 5,5 млрд рублей – это дополнительные внеплановые доходы, которые мы получили в 3-4 кварталах прошлого года как за счет ускоренного развития экономики, так и за счет федеральных трансфертов. Эти деньги позволили в этом году принимать новые решения, например, по социальным выплатам на детей».

Острейший вопрос демографии поднял депутат Яков Новоселов: смертность в регионе превышает рождаемость, продолжается падение уровня доходов жителей региона. Среди негативных итогов прошлого года депутат назвал также мусорный коллапс, срыв строительства социальной инфраструктуры, в том числе поликлиник, которые должны были заработать уже в этом году. Парламентарий предложил организовать совещание с исполнительными органами государственной власти и обсудить демографическую политику, совершенствование социальной инфраструктуры.

Затронутую в дискуссии тему строительства поликлиник продолжил заместитель Председателя Правительства области Владимир Знатков, пояснив: три поликлиники строятся, четыре выходят из экспертизы. На просьбу назвать, в какую сумму из-за инфляции и задержки работ обойдется строительство поликлиник, Владимир Знатков обещал представить цифры в Законодательное Собрание на следующей неделе. «Точную стоимость поликлиник, я думаю, мы представим в Законодательное Собрание в понедельник, чтобы не быть голословными», – пообещал Знатков.

Кстати, выступавший на прошлой неделе перед депутатами комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности по поводу выполнения мероприятий национальных проектов аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Сергей Мартынов напомнил о конкретных сроках, предусмотренных соглашением. Семь поликлиник, которые строятся в Новосибирске в рамках проекта «Здравоохранение», по информации Сергея Мартынова, должны быть сданы 15 августа текущего года.

Подводя итог обсуждению, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев напомнил рекомендации депутатов, прозвучавшие на публичных слушаниях. Депутат особо отметил необходимость оптимизации порядка формирования, рассмотрения, корректировки и реализации государственных программ Новосибирской области с учетом необходимости формирования и изменения закона об областном бюджете Новосибирской области. «Мы сейчас госпрограммы приводим в соответствие с бюджетом. Получается по итогам близкое к 100% выполнение, – констатировал парламентарий. – Мы не видим причин отклонений. Они могут быть объективные, – например, сокращение федерального финансирования. Но есть и субъективные факторы, которые необходимо рассматривать. Однако они нивелируются путем приведения этих программ к закону о бюджете. Все комитеты делали об этом замечания, но пока нашей совместной реакции нет. Второй существенный пункт – принять дополнительные меры для своевременной корректировки и разработки проектно-сметной документации для завершения строительства и ввода объектов социальной сферы и коммунальной инфраструктуры», – подчеркнул Фёдор Николаев.

На этой же проблеме сделал акцент и Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив: «Бурное обсуждение депутатов вызвало неисполнение бюджета по строительству. Можно искать разные причины – ковид, проектно-сметная документация, – тем не менее, всех интересуют сроки ввода социально значимых объектов. Об этом говорилось и на публичных слушаниях, и на заседаниях комитетов Законодательного Собрания. Нормальная реакция депутатов: когда есть невыполнение, неосвоенные деньги, мы задаем вопросы».